Об участии прихожан в жизни прихода

Дата публикации или обновления 18.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Об участии прихожан в жизни прихода.
    Вопросы содержания сельского духовенства.

    С древних времен содержание священников лежало на попечении прихода. Так, в апостольских посланиях мы находим канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства.

    Апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9,13-14).

    Под приходом издавна было принято понимать общину людей, которые регулярно молятся в одном храме. В Синодальный период (т.е. после учреждения Петром I Святейшего Синода в 1721 г. и до Поместного Собора 1917-1918 гг. восстановившего патриаршество), на священников были возложены дополнительные государственные обязанности, в том числе и ведение метрических книг, в которых отражались события гражданского состояния (рождение, брак, смерть).

    Прихожанин обязан был отправлять требы только в своем приходе.

    Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского настоятеля возможно было лишь в самых крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжелобольного).

    В Синодальный период открытие и упразднение приходов стало прерогативой Синода, а установление границ между приходами оставлено было за епархиальным архиереем. Получить благословение епископа на строительство нового Храма можно было только, взяв на себя все расходы по строительству и содержанию причта.

    Еще в 1742 г. вышел Указ, в котором содержалось требование освящать новые церкви только, «если те церкви с помянутым удовольствием (т.е. содержанием) совершенно окажутся... а без такового свидетельства о освящении церквей позволения отнюдь не чинить». Епархиальным архиереем осуществлялось избрание и назначение причта.

    Причт - состав лиц, как священнослужителей, так и церковнослужителей, служащих при какой-либо церкви.

    Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением тех, которые совершаются только архиереем – рукоположение, освящение мира и антиминса).

    Именуется еще иереем и пресвитером. Диакон – первая ступень в священной иерархии, диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении.

    Дьячек - церковнослужитель (позднее стали называть псаломщик) в его обязанности входило – читать и петь в церкви, помогать священнику и диакону. Пономарь – церковнослужитель, в обязанности пономарей входило звонить, трезвонить, подавать священнику облачение, кадило и прочее.

    Кроме исполнения церковных обязанностей, у дьячков и пономарей были еще другие – косвенные. Находясь в полном послушании у священника, они исполняли и частные поручения по хозяйственной части. С середины ХХ в. наименование «пономарь» заменяется на «алтарник».

    Состав церковного причта зависел от количества приходских дворов, приписанных к определенной церкви.

    Было положено назначать одного священника на 100—150 дворов, двух на 200—250 дворов и трех — на 300 и более дворов. Дьяконов не должно было быть более 2. Церковнослужителей положено было иметь по пропорции — на каждого священника по два человека, т. е. дьячка и пономаря.

    Как можно проследить по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине, в состав прихода этого храма входило само село Никольское-Малинки (оно же Полевшина), деревни Максимовка, Савкино, Скрипово, Андреевка, сельцо Кутузово, затем и деревня Скориково, при этом общее число приходских дворов никогда не превышало 100. Поэтому и сказано в архивных материалах о Казанской церкви «причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь».

    С 1838 по 1908 г. церковь причта не имела и была приписана к Преображенской церкви с. Бужарово. Укрупнение приходов осуществлялось по Указам Святейшего Синода с целью улучшения материального положения духовенства.

    В 1908 году приход был восстановлен как самостоятельный, в него вошли деревни Андреевское, Максимовка, Савкино, Скориково. В 1916 году в приходе числилось: 84 двора, 259 мужчин и 269 женщин.

    Еще в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, в соответствии с которым в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщика, поэтому и во вновь образованном приходе села Полевшина причт был уже двусоставный.

    Для содержания причта было несколько источников дохода:

    1) Доходы от земли – еще в середине 16 в. (1567 г.) обязательным стало наделение храмов земельными наделами (церковные земли), в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, приходы стали наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.

    По архивным данным, при церкви также было «усадебной, пашенной и сенокосной земли 33 десятины и 300 сажень», что составляет 36,2 гектара. При этом указывалось, что точное количество земли неизвестно, «ибо планов и межевых книг при церкви не имеется».

    Как правило, причт самостоятельно не обрабатывал имеющуюся землю, а отдавал ее во владение помещикам, которые взамен выплачивали ругу деньгами и продуктами.

    Все доходы делились между членами причта в пропорциях. На трехштатном приходе, как правило, священник получал 3/6 от всего дохода, дьячек – 2/6, а пономарь – 1/6.

    С середины XIX в. за пользование землей помещики платили деньгами, так в 1859 г. церковной землей пользовался г. Крамин за ним осталось неуплаченных 30 руб. серебром; в 1863 г. - церковной землей пользуется г. Дараган, плата 80 руб. серебром.

    По материалам за 1916 г. церковная земля уже обрабатывалась самим причтом, а небольшая ее часть (одна десятина) была сдана в аренду на 12 лет прихожанину храма – потомственному дворянину Ю.Г. Карпову, которому принадлежало в то время с. Полевшина, за 40 рублей в год.

    2) Другой существенный источник дохода – доходы от треб, размер этих доходов официально не устанавливался и не учитывался, а зависел, в основном, от численности прихода и благочестия прихожан.

    3) Кружечные или кошельковые сборы - пожертвования, собираемые во время служб.

    В 1916 г. кружечный сбор в Казанской церкви составлял 100 рублей в год (75 рублей – священнику, 25 рублей – псаломщику). Для сравнения в начале ХХ в. квалифицированный рабочий получал в месяц 30-40 рублей, учитель – 35-40 рублей, а наемный рабочий мог заработать в день от 70 коп. до 1 руб.

    4) Еще один источник дохода - проценты от положенных в банк на помин души денег, состоятельные помещики, а иногда и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье или на церковные нужды.

    Казанская церковь имела 600 рублей капитала, положенное на вечное обращение, процент с капитала составлял 30 рублей ассигнациями, на проценты покупались мука, вино, свечи, ладан и пр. Московский мещанин Решетников завещал Казанской церкви вклад в Сохранную казну размером в 1000 рублей. Процент с него шел на церковь (30 рублей) и на причт за поминовение (20 рублей).

    По архивным данным, за 1916 год Казанская церковь в Полевшине получала проценты на капитал в 20 000 руб. – 872 руб. в год; по доходным билетам – 21 руб. 4 коп. в год.

    В 1826 году заключение Духовной Консистории по обеспечению причта было следующим: «Священоцерковнослужители как от руги, так и прихожан содержание имеют порядочное», но уже через некоторое время в документах указывается, что причт «содержание имеет скудное». В 1838 году приход в с. Полевшина по бедности и малоприходству был упразднен.

    Такая ситуация была характерна не только для этого прихода, практически все сельское духовенство находилось в таком состоянии. Для изыскания путей улучшения материального благосостояния духовенства в 1862 году было созвано Присутствие по делам приходского духовенства при Священном Синоде.

    В материалах работы Присутствия указывалось, что в обеспечении причтов основную часть составляет обязанность самих прихожан, непременным условием для решения вопроса о содержании приходского духовенства является правильный порядок приходской жизни, прихожане должны осознавать обязанности по отношению к своему духовенству.

    И вот в 1908 г. по ходатайству прихожан, благодаря полученному в качестве пожертвования от Василия Сергеевича Мингалева неприкосновенного капитала на содержание причта в размере 20 000 рублей, Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии самостоятельного причта. При этом Мингалев В.С. пожертвовал также 3500 рублей на постройку домов для причта. По тем временам это были очень существенные суммы.

    Вопросы ответственности и участия прихожан в жизни своего прихода актуальны и сегодня. В настоящее время в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (принят Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г.) на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма (гл.XVI, п.33).

    При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы, прежде ЦИАМ), а также материалы сайта «Утраченный Божий дом»


    Екатерина Ларионова, прихожанка Казанского храма в Полевшине

    Газета «Духовная нива», выпуск № 6 (77), декабрь 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос