О Крещении

Дата публикации или обновления 22.11.2021
  • К оглавлению: Газета «Воскресение и Жизнь»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Это необходимо знать тем, кто делает первый шаги в храм! И помнить тем, кто живет Православием!

    «…Крепка, как смерть, любовь», - говорит нам Священное Писание (Песн. 8:6).

    Сравнение, на первый взгляд, непонятное и неприятное. Зачем сравнивать любовь со смертью?

    Что может быть прекраснее любви и тягостнее смерти. Здесь, однако, не сравнение, а утверждение, что только любовь может противостоять смерти.

    Все, так или иначе, удавалось людям побеждать в этой жизни - болезни, страх, нужду … Одна только смерть оставалась непобедимой. И не было, казалось, силы, способной помешать ей. Однако уже в ветхозаветные времена прозвучало откровение о том, что любовь не менее сильна, чем смерть. А Евангелие стало радостной вестью: в мир пришла такая Любовь, Которая сильнее смерти.

    Когда в первые три века существования христианства человек принимал решение креститься, он знал, что за это решение придется дорого заплатить. Своей смертью умереть ему едва ли удастся. Впереди, скорее всего - мученическая кончина. Но в той новой жизни, которая начиналась после выхода из крещальной купели, открывались человеку такие ценности, что не только выражал он готовность на мученичество ради них, но видел в мученичестве особую милость, которую надо еще заслужить.

    Что же это за ценности? Ответ может быть простым и кратким: ЛЮБОВЬ! Во Христе открывается человеку такая любовь, которая уже не «крепка, как смерть», а неизмеримо крепче, сильнее смерти. Креститься, означало тогда, - приобщиться этой любви, которая делала нестрашным самое страшное.

    Сегодня - другие времена. И хотя смысл крещения остался тот же, так же ли ясно, как первые христиане, понимают его те, кто приходит креститься или приносит крестить своих детей в наши дни? «Зачем я совершаю этот шаг?» «Что изменит он в моей жизни?»

    Всегда ли современный человек готов ответить самому себе на эти вопросы? К сожалению, опыт бесед, предваряющих совершение таинства, говорит, что далеко не всегда. Как-то довелось мне читать интервью с одним известным общественным деятелем. И тот сообщает своему собеседнику, что недавно принял крещение. А журналист спрашивает: «Вы действительно уверовали?»

    И в ответ:

    «Ну нет… К этому еще надо прийти». Ситуация настолько в наше время распространенная, что мы перестали видеть ее нелепость. В первые века христианства было все наоборот. Далеко не всякий верующий шел креститься, потому что понимал ответственность этого шага; знал, что уже не будет иметь права жить так, как жил до этого.

    Достаточно вспомнить императора Константина, при котором прекратились гонения на христиан и который очень близко к сердцу принял учение Церкви, всячески благоволил ей. Крещение, однако, принял только на смертном одре.

    Василий Великий, родившийся и воспитывавшийся в благочестивейшей семье (из десяти детей пятеро причислены к лику святых!), получивший блестящее образование, как светское, так и духовное, крещение принял только, когда было ему около тридцати лет.

    Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как, уже совершенно уверовав во Христа, долгие годы не мог решиться на крещение, боясь, что не в состоянии будет жить столь высокой и чистой жизнью, какой требует от нас Евангелие.

    Все это я говорю не для того, чтобы побудить кого-то отложить крещение «на потом». Это будет неправильно хотя бы потому, что неизвестно, будет ли у нас это «потом». В моей практике был случай, когда человек вот так откладывал и внезапно скоропостижно скончался от инсульта. Очень горько было мне отказывать его близким в отпевании; очень печально, что не могу молиться о его упокоении перед Престолом Божиим. Откладывать, конечно, не надо, но осознавать важность и смысл этого шага - необходимо.

    Раз так, могут спросить, может быть правы баптисты, отвергающие крещение детей? Действительно, нет здесь ни веры, ни покаяния, ни осознания смысла таинства!

    Мы убеждены, что не правы. Почему, скажем несколько позже.

    Сначала же поговорим о том, что просто необходимо знать всякому взрослому, идущему креститься или несущему крестить своего младенца.

    История

    Слова «крещение», «креститься» встречаем в самом начале Евангелия, когда Иоанн Креститель совершал крещение израильтян в Иордане. У нас эти слова звучат как производные от слова «крест», однако, это не так. В подлинном греческом тексте употребляется слово «баптисма», что переводится как «погружение в воду». Иоанн Креститель, долгие годы пребывавший в пустыне, в посте и молитве, вышел на проповедь покаяния в преддверии близкого прихода Христа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф. 3:2).

    Проповедь этого человека произвела удивительное действие на народ.

    Огромные толпы людей, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мтф. 3:5,6).

    Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ?

    Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком.

    Но когда среди людей появляется подлинный праведник (что бывает очень редко), стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно.

    И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю.

    Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит.

    Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, - совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения.

    Крещение и покаяние

    Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние?

    Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее.

    Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать - конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?»(Лк. 3:10) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого ест пища, делай то же». (Лк. 3: 11).

    Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия?

    Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:37,38). Разумеется, что эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, услышавшему Благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

    Как тогда, так и теперь очень важно, чтобы в сердце своем пережил человек покаяние, чтобы пересмотрел свою прошедшую жизнь в свете Евангелия, безжалостно осудил в себе то, о чем стыдно и вспоминать, принял твердое решение строить свою жизнь по Евангелию.

    Разумеется, это едва ли возможно, если человек даже не знаком с Евангелием.

    Крещение и вера

    В книге «Деяния святых Апостолов» рассказывается, как Апостол Филипп встретил по пути эфиопского вельможу и долго беседовал с ним о Христе. Когда они, продолжая путь, приехали к воде, эфиоплянин сказал: «Вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8 : 36, 37).

    Так мы подошли к тому, что отличает наше крещение от того, которым крестил приходящих к нему Иоанн Креститель. И там и здесь необходимо покаяние. Это - общее.

    И там и здесь - вера. Но приходившие к Иоанну верили в Грядущего Спасителя. Так же веровали их отцы и деды.

    Веровали и ждали.

    Мы же веруем в Того, Кто уже пришел, в Того, Кто, будучи вечно Богом Сыном, воплотившись от Девы Марии и Духа Святого, стал Сыном Человеческим, жил как Человек среди людей, умер за наши грехи на кресте, воскрес из мертвых. Кто, пребывая на Не- бесах одесную Отца, не оставляет и нас, пообещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Обо всем этом беседовал Филипп с эфиопским вельможей и когда спросил его о вере, услышал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8: 37). Только услышав этот ответ, Филипп счел крещение возможным. Прошедшие с тех пор века ничего здесь не изменили. Эти же слова необходимо в сердце своем произнести каждому, желающему креститься.


    Прот. Игорь Гагарин, настоятель Предтеченского храма с. Ивановское.

    Газета «Воскресение и Жизнь», сентябрь 2014 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос