О картофельных мешках и красоте
Как красиво и нежно держит Пресвятая Богородица над всеми нами Свой покров... Помните историю праздника? Константинополь был осаждён сарацинами.
Множество народа собралось в храме на ночную молитву, чтобы просить Божию Матерь о заступничестве. И в воскресенье во время Литургии св. Андрей и Епифаний увидели идущую по воздуху Пречистую Деву.
Осиянная небесным светом, окружённая сонмом Ангелов и святых, Пресвятая Богородица со слезами молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия.
Перед престолом Она сняла со Своей головы покров и распростёрла его над молившимися в храме людьми.
Враг был отогнан от стен Константинополя.
А мне вспомнилась совсем другая история. Недавно друзья дали почитать необычную книжку – «Современный патерик» Майи Кучерской. Это сборник весёлых и грустных, забавных и трогательных новелл из жизни «современных православных». Начало одного из рассказов – «Мастер» – показалось знакомым и любопытным.
«Жил да был на свете православных дел мастер. Жил не тужил, потому что дела у него не переводилось.
Клиентурой в основном были женщины. Приезжали они в его скромную избушку в подмосковной деревеньке со всех концов русской земли и просили лишь об одном:
– Сделай ты меня, мил человек, православной. Только не переборщи.
– А вот об этом, матушка, беспокоиться не извольте, комар носа не подточит, – вежливо отвечал мастер и, надев чёрный кожаный фартук, принимался за работу.
Начинал всегда с голоса: вставлял клиентке железное горло, и говорить с тех пор она начинала тихим, как будто навеки сорванным голосом, но на самом деле не сорванным, а смиренным. Потом брался за глаза: капал в них пипеткой специальную смесь поволоку, так что глаза у женщин навсегда становились печальными и глядящими будто с некоторым тайным укором.
Но не укор это был, а осознание собственной греховности.
Дальше брался мастер за губы. Делал в краешки губ по укольчику, и улыбаться с тех пор женщины уже не могли.
Следующим был цвет лица – специальный зелёный крем, настоянный на полезных травах, делал лицо землистым, в чём содержался намёк на воз можное тайное подвижничество. Дальше мастер брался за походку и осанку. Дело оставалось за малым. Каждой сво ей клиентке мастер вручал на прощанье особый платочек.
Стоило повязать его на голову или даже на шею, как любая одежда смотрелась на тебе мешковато и сиро. Вот, собственно, и всё».
Да, вот, собственно, и всё. К чему это в праздник Покрова Божией Матери вспоминать подобную историю?
Наверное, к тому, что в погоне за внешней «православностью» исчезает главное – жизнь духа и души. А, значит, красота. Кажется, надвинул пониже платок, надел «картофельный мешок вместо платья» (как метко выразился один батюшка) – и достиг сразу нестяжательности, целомудрия и иных добродетелей. По крайней мере, уж точно вступил на путь спасения.
Однако, глядя на лики святых жён на иконах, на лик Пресвятой Богородицы, обращаешься не только к иному миру, но и к иной красоте. И лица святых жён красивы, и одежда их красива, и деяния их красивы. Конечно, красоту не стоит возводить в культ, но не стоит ударяться и в противоположную крайность: возводить в культ безобразие.
Вот святая равноапостольная княгиня Ольга. Добилась укрепления власти Киевского князя, с помощью системы «погостов» централизовала государственное управление: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твёрдо держа в руках своих власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима как правительница мудрая и благочестивая...»
Приняв в Константинополе Таинство Крещения, Ольга вернулась в Киев с богослужебными книгами и многих обратила ко Христу. На иконах Ольга сурова, но – величественна (не зря – великая княгиня).
Княжеские одежды, княжеский венец напоминают не только о её власти. Это всем нам напоминание: каждый человек служит Богу на том месте, на которое призван.
Приняв Крещение, Ольга не побежала спасаться в леса, не сменила узорные одежды на рубище. Не отказалась от Киевского престола. Всю красоту (которая, кстати, и пленила князя Игоря, её супруга), силу власти, государственный ум, данные Богом, она Богу и посвятила. Труды и дела христианского просвещения св. Ольги подтвердило величайшее деяние её внука, св. князя Владимира, – Крещение Руси.
Вот другая княгиня, мною особенно любимая, – св. блгв. Анна Новгородская. Старшая дочь шведского короля. Истинная дочь Скандинавии эпохи викингов: путешествовала, принимала гостей, прекрасно владела оружием.
Участвовала в общественной жизни страны. Получила исключительное для женщины того времени образование: изучала Священное Писание, литературу, историю. По воле отца стала женой великого князя Киевского Ярослава Мудрого и приняла Православие.
Время их княжения – период высшего подъёма Киевской Руси!
Был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», происходило освоение образцов византийской живописи, архитектуры, литературы.
Великому князю часто приходилось бывать в дальних походах и поездках, во время которых в Киеве делами управляла жена.
Княгиня воспитала семерых сыновей и трёх дочерей.
Дочери стали королевами: Анна – французской, Мария – венгерской, Елизавета – шотландской. Из сыновей особенно известен св. блгв. князь Владимир Новгородский.
Св. Анна Новгородская являет нам пример красоты материнства: благодатные дары образования и воспитания, полученные в своей семье (её отца, св. Олафа Шетконунга, прозвали всехристианнейшим королём), она смогла передать детям.
Принимая Православие или делая первые шаги в Церкви, не стоит отрекаться от прежней жизни по примеру атеистов: сначала всё разрушить, а потом построить заново.
Отрекаться нужно от страстей. Бороться нужно с грехом. А красоту, данную от Бога, красоту ума, красоту души надо сохранять. Преображать. Приумножать.
Пресвятая Владычица наша Богородица и сейчас держит над нами Свой благодатный Покров, оберегая от всякого зла. Красиво и нежно держит. И нам стоит поучиться этой красоте и нежности: во внешнем облике, в движениях, в поступках. Стоит задуматься и об украшении души, и об украшении дома, и об украшении жизни своих близких.
...а в картофельных мешках нужно носить картофель.
Подготовила Ирина Прохорова
Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 12 (125) октябрь 2009 г.