Новое поколение: культура истинная и мнимая

Дата публикации или обновления 07.05.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Однажды я посмотрел телепередачу, где рассказывали о том, из чего делают сладости, которые так любят наши современные дети.

    Речь шла о «чупа-чупсах», жевательном мармеладе и т.п. Оказывается, состав всех этих лакомств совсем «не дружественный» нашему организму. Одна «химия». Но выглядит прекрасно.

    Был проведён эксперимент, в котором детям на выбор предлагались разнообразные химические и очень вредные для организма леденцы и абсолютно безвредный жжёный сахар (также посаженный на палочку, но, естественно, не имевший яркого цвета и сильного аромата). Вполне закономерно, что все без исключения дети выбирали яркие, пахучие – и вредные! – конфеты. А вот некрасивый, но безвредный жжёный сахар не выбрал никто.

    Современная массовая культура (которую справедливо было бы назвать псевдокультурой) является порождением общества потребления, в котором мы живём. Так как эта культура направлена только на развлечение, то должна быть предельно проста и привлекательна. Создатели её, зачастую очень талантливые в своём роде люди, прекрасно справляются со своей задачей.

    Современные технологии позволяют делать кинопродукцию, которая, несмотря на отсутствие всякого смысла, приковывает зрителя к экранам благодаря захватывающим съёмкам и компьютерным эффектам.

    Музыка, ранее предназначавшаяся «для души», теперь переориентирована на тело. Мощное звучание и однообразный ритм такой музыки делают её очень привлекательной для молодых людей. Виртуальная реальность компьютерных игр затягивает детей (а иногда и взрослых) так, что они перестают ориентироваться в мире настоящем.

    К сожалению, ценностями современного школьника в большинстве случаев являются продукты индустрии развлечений. И зачастую любовь к развлечениям передаётся детям от родителей. Постоянно развлекаясь, человек теряет способность думать и молиться, его мозг деградирует, сердце черствеет.

    Конечно, если ребёнка с самого начала приучали к осмысленному просмотру мультфильмов и детских фильмов, выбирая лучшие и объясняя их смысл, то, возможно, в старшем возрасте он сделает правильный выбор сам. Если ребёнка с младенчества приобщать к настоящему искусству, ему в дальнейшем не будут интересны суррогаты. Ребёнка, которому знакома радость труда и общения, легче отвлечь от компьютерной игры.

    Но если маленький человек воспитывается с самого детства среди мнимых ценностей, насаждаемых нашим обществом, то, став старше, он уже не сможет отказаться от «химической» культуры в яркой «обёртке».

    Что же делать? Смириться с этим означает смириться с духовной гибелью огромной части нового поколения. Но и отвергать с ходу всё, чем живет современный школьник, нельзя. Это приведёт к противостоянию взрослых и детей.

    На мой взгляд, надо последовать примеру святого апостола Павла, который «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22).

    Нужно познакомиться с тем, что любят дети, и постараться увидеть в этом положительные стороны.

    Тогда мы получим возможность стать детям в какой-то мере «своими». А став «своими», попытаемся познакомить детей с истинными ценностями и истинной культурой.

    Православная культура образована жизнью Святого Духа в тех людях, которые стараются исполнить заповеди Господа Иисуса Христа. Поэтому понимать эту культуру и преподносить её другим мы можем в том случае, если сами участвуем в благодатной жизни Православной Церкви.

    Мы можем давать только то, что у нас есть, и не можем дать того, чего нет. И очень часто бывает так, что под именем Православной культуры преподносится церковная субкультура или, в худшем случае, карикатура на Православие.

    Я думаю, что главный принцип, которым мы должны руководствоваться, знакомя школьников с Православной культурой: «Не навреди!»

    В условиях современного мира духовной культуре очень сложно «тягаться» со «сладостями жизни», предлагаемыми нам отовсюду. Но невозможное человеку возможно Богу. По этому нашей основной задачей, если мы хотим спасти себя и молодое поколение, является полноценное участие в жизни Православной Церкви с её соборной молитвой и Литургией, на которой приносится бескровная Жертва «о всех и за вся».

    Мухин Олег Юрьевич, учитель предмета Основы Православной культуры


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 12 (139) декабрь 2010 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100