Неумение понимать своих детей
Не требовать, а помогать...
1 сентября – начало нового учебного года.
Начинается ещё один учебный год в жизни наших детей. Но разве только в их жизни? Да, конечно же, и взрослые, и дети учатся вместе. Точнее – должны учиться вместе.
Однако на деле этого общего чувства «ВМЕСТЕ» зачастую не получается. Потому что мы, взрослые, в суете жизни НЕ УСПЕВАЕМ по настоящему узнать и понять своих детей. И как горько бывает осознать годы спустя, что золотые минуты общения с собственным ребёнком были потрачены, в основном, на раздражённые замечания и нотации...
Рассказ У. Ливингстона Ларнед «Раскаяние отца», ставший чрезвычайно популярным во всём мире, раскрывает очень важную проблему – неумение понимать друг друга, и особенно своих детей.
«Послушай, сын... Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чём я думал: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты положил локти на стол...
А затем, когда я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят – и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, – робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздражённый тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» – резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот... вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, всё дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет...
Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово...
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину... Я требовал слишком многого, слишком многого».
Казалось бы, очевидно (и в этом убеждается каждый): излишняя властность, настойчивость, придирчивость и тем более агрессивность наносят много вреда, и особенно в отношениях со старшими детьми.
Однако постоянно приходится сталкиваться с тем, что, назойливо и грубо ломясь в едва приоткрытую дверь детского доверия, мы добиваемся лишь того, что она захлопывается перед нами наглухо.
Анастасия Мухина
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 10 (162) сентябрь 2012 г.