Нет у Бога творения праздного

Дата публикации или обновления 12.09.2021
  • К оглавлению: Газета «Добрый Пастырь»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • - Скажите, батюшка, в нашей семье давно живёт собака — существо, обладающее многими качествами, каких нам, людям, не всегда хватает. Но говорят, что души, подобной человеческой, у животных не существует. Значит, наша собака не попадёт в рай?

    Марина Ульянкина, 13 лет.


    Сначала давайте попробуем разобраться в земных отношениях человека и животного. Откроем Священное Писание: Господь, прежде чем создать человека, сказал: «Да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». (Быт. 1,24). И земля создала животных, душа которых смертна и на земле, и на небесах.

    В том и есть их главное отличие от человека, в которого Бог вдохнул душу бессмертную и наделил властью, подобной Божественной, поставил владычествовать над всякой тварью.

    Не наша задача соизмерять качественный характер родов душ человека и животного — к сожалению, человек, как венец творения, далеко не всегда соответствует своему предназначению. Простой пример: собака, будучи даже несправедливо обиженной своим хозяином, никогда не будет держать в сердце зла. Хозяин посвистит — и она тут же откликнется на зов. Даже если она кусается — это либо реакция на боль, либо защита. Ни один хищник не будет убивать другое животное, если не голоден. Человек же творит зло, пользуясь той свободной волей, которой наделил его Бог.

    Почему человек любит животных? Вспомним: преподобный Серафим Саровский устраивал возле своей лесной келий настоящую столовую. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Сергий Радонежский однажды исцелил слепого медвежонка, которого к его избушке принесла медведица. Герасим Иорданский, извлёкший занозу из лапы льва, сделал царя зверей своим другом и помощником. Для святых это было самой естественной формой общения: человек ухаживал за животными, а те ему служили. А в наше время мы видим либо проявления жестокости к животным, когда люди сами обделены любовью, либо несоразмерную, гипертрофированную любовь к ним — опять же продиктованную отсутствием любви к своему ближнему.

    Подумаем: почему сегодня такую популярность приобретают курсы канистерапии, ипотерапии, лечебные сеансы с дельфинами? Не потому ли, что человек, всё больше отдаляясь от живой природы, начинает всё острее испытывать дефицит общения с ней? Создав человека и поместив его в рай, Господь повелел человеку этот рай возделывать. А тот, меняя условия своего существования по собственному произволу, не сообразуясь с заповеданием Божиим, всё активнее помещает себя в противоестественные условия существования — живёт в душных квартирах, отрывается от земли и перестаёт трудиться на ней. А это и ведёт как к появлению проблем социального характера, так и к нарушению здоровья. И вот мы уже вынуждены платить деньги за общение с животными, даже и не рассматривая возможность общаться с ними естественным образом — например, выращивая скотину или птицу.

    Наверное, каждый замечал, что люди, живущие «на земле», менее подвержены стрессам. Потому как именно труд «земной» способен вернуть в нужное русло течение жизни, произвольно изменённое человеком, и труд этот благословен. Как предназначение мужчины вовсе не в том, чтобы пить пиво перед телевизором, так и собака должна охранять жилище или пасти овец, но никак не лежать на подушках. И у кошки есть своя функция (я бы назвал её благословением) — ловить мышей. Можно согласиться даже с тем, что кошка, безусловно, способна успокаивать человека и даже оказывать на него оздоравливающее воздействие. Но чтобы саму кошку лишь гладили да за ушком чесали — нет у неё на то благословения! Господь поставил человека хозяином над всей землёй и над всей живой тварью, вот и надо с этим управляться по-хозяйски.

    Мы очень много печёмся о любви к «братьям нашим меньшим». Движимые этим чувством, готовы, как говорил поэт, «из себя достать печёнку». Или призываем учиться: у собак — терпению и преданности, у лошадей — выносливости. Копируем чужеземную моду, овладевая «стилем богомола» или «стилем обезьяны», подражая ухваткам дерущихся обитателей джунглей. Но разве у нас нет иного примера для подражания? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» — вот что читаем в Евангелии. И если человеку обозначен предел на уровне Бога, зачем ему что-то брать от скотины?

    Подводя итог сказанному, позволю себе ещё одну цитату — «Праведник милует души скотов своих» (Притч 12:10). Итак, душа у животных, без сомнения, есть — земная душа, как мы уже говорили. Будучи безгрешной, она может являть даже примеры высокого служения — вспомним случаи, когда собаки отдают жизнь за своего хозяина или годами хранят верную память о нём. А общаясь с духовным человеком, животное может немножко очеловечиться. Как и человек, устремлённый к Богу, может быть обожен.

    Догматы христианского вероучения с полной определённостью говорят о грядущем спасении человека, об освобождении его от греха. Такая будущность дарована ему Всемилостивым Христом. Однако утверждение о том, что спасение уготовано и для животных, лично мне нигде не встречалось. Повторюсь: животные, в силу своей безгрешности, в спасении и не нуждаются. Как всё, сотворенное Господом, они не канут в полное небытие, но каким будет их существование после смерти, знает только Господь. А вот человек не должен забывать о том, что перед вратами в Царство Небесное с него спросится многое, в том числе о его отношении к животным.


    Священник Алексий Кислое

    Газета «Добрый Пастырь», № 4 (40), август 2014 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос