Не унывать, не печалиться, не разражаться

Дата публикации или обновления 22.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Образ и подобие»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Что сложного в милосердии? Казалось бы: у тебя просят – ты дай, можешь помочь – помогай. Но все ли люди призваны к самоотдаче ради ближнего? Может, это дел социальных служб, а вовсе не церкви? Могут ли добрые дела нанести вред душе? И что делать, если не чувствуешь себя способным к сочувствию? Как не перестараться и не позволить сесть себе на шею, отзываясь на каждый крик о помощи?

    Об этом мы поговорили с прихожанином Спасо-Преображенского собора, помощником настоятеля в делах милосердия Георгием Чарнецким.

    Начался наш разговор с вопроса: дела милосердия – что это, бремя или радость?

    Георгий, пожав плечами, приступил к своему рассказу:

    – Все это я делаю за послушание; батюшка благословил – значит, так угодно Богу. А то, что угодно Господу, то мне полезно. Ну посудите сами, как можно пройти мимо больного, брошенного старика или матери-одиночки с младенцем на руках? Помощь ближним должна стать ежедневной потребностью не только верующих людей, но и всего нашего общества.

    И добавил с улыбкой, что дела милосердия можно совершать только одним инструментом – радостью. Стараться при этом не унывать, не печалиться, не раздражаться.

    Группа милосердия на приходе существует около трех лет. В нее входят не только прихожане храма, но и те, кто пока еще далек от Церкви.

    – К примеру, у меня в коллективе есть люди, к которым я очень часто обращаюсь за помощью, и они мне еще никогда не отказывали, – рассказывает Георгий. – Они помогают чем могут: кто-то деньгами, кто-то – делами. Все это от чистого сердца. Таких «добровольцев» я тоже считаю нашими помощниками.

    Работа отдела милосердия Преображенского собора выстроена по очень простой схеме. В храме разложены листовки двух видов: «Кто нуждается в помощи» и «Кто хочет помочь»…

    – Это очень удобно. Мы не стремились изобретать велосипед, а пошли по понятному и простому пути, – комментирует Георгий. – Каждый нуждающийся или желающий помочь пишет свое имя и телефон, два раза в неделю я или моя помощница Виктория забираем записки из храма и обзваниваем всех, кто оставил свои номера телефонов. Разбираемся в просьбах, выясняем, что нужно, приезжаем домой к людям. Ну а дальше, если действительно необходимо, стараемся помочь. Тут к нам подключаются другие группы: молитвенная, группа врачей, юристов, автопомошь. Все эти люди так же принимают участия в нашем спасительном деле, один ведь в поле не воин. Что касается прихожан, то все – от стариков до нашей молодежной группы – участвуют в делах милосердия. К примеру, у нас есть старенькая прихожанка, она немощная, особо физически помочь уже не может. Но каждый месяц от своей пенсии она отделяет посильную ей часть и кладет в кружку группы «Милосердия».

    – Тут мне стоит рассказать о примерах нашей помощи, – улыбаясь, говорит Георгий.

    Я в ответ киваю головой.

    – Примеров очень много, мы мало кому отказываем. Кому-то нужна материальная помощь, кому-то надо документы восстановить, кому-то – продукты купить, кого-то нужно отвезти, привезти, и так далее. Очень редко просят о молитвенной помощи. Мы уже сами инициативу в свои руки берем, конечно, если человек болен и уже на смертном одре, то какие тут лекарства, успеть бы священника привезти, исповедать да причастить – мало кто в таких случаях бывает против Таинств. Так вот, к примеру, у нас было с одной бабушкой, Дина ее звали. Она уже не вставала с постели, соседка написала записку в храме. Я позвонил, познакомился, приехал в гости. Смотрю, дела-то плохи, скоро бабушка отойдет в мир иной. А она меня все зовет: «Пастор, мой дорогой, пастор», – и тут я понимаю, что она и в храме православном ни дня не была. Я – к нашим отцам, ее исповедали, причастили, и бабушка через день мирно почила. А есть случаи, к примеру, когда в семье нет мира. Разлад, разгром между домочадцами. Тоже беседуем, примеры показываем добрых семей, тут нам также без молитвы и отцов не обойтись. Вот был такой случай. Мать, четверо детей, мальчишки – переходный возраст, мама не может справиться, долгий был процесс урегулирования конфликта. Теперь самый старший бунтарь помогает в алтаре одного из хабаровских храмов. Ведь в нашем служении самое главное – это чтобы человека к вере привести, помочь ему понять, что во всем – Господь. Еще очень важно попытаться возродить традиционные крепкие семьи; если это удастся, то никакая социальная работа будет не нужна.

    – Георгий, ну неужели за все эти три года никто не пытался сесть на шею, решить свои проблемы за счет храма?

    – Всякие случаи были и есть. Но ведь важно заглянуть внутрь проблемы, почему человек так поступает. Почему бездельничает, пьет, ругается матом и так далее. Отказать, выгнать – просто. А разобраться, потратить время – это сложнее. Обратится иной раз бродяга, от которого дурно пахнет. Узнаём, в чем проблема, что с документами, где родные. Большинство просят финансовой помощи. Но милостыня должна быть разумной. Мне очень близка китайская пословица: «Если человек голоден – дай ему не рыбу, а удочку». И на работу пытаемся устроить, только вот немногие хотят, но это уже другой разговор.

    Хочется все-таки узнать, что движет этим человеком – Георгием. Знаю, что он хороший семьянин, есть дочь, внук, работа занимает много времени и сил – возрождает некогда проданное за долги крупное сельхозпредприятие.

    Откуда силы, а главное, желание, так сказать, внутренние резервы нести еще и нелегкое послушание в приходе? – Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, – рассуждает мой собеседник. – Создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных – все это замечательно, но главное – спасти свою душу.

    А душа спасается исполнением двух главных заповедей: любви к Богу и любви к ближнему. Причем любовь к Богу проверяется как раз любовью к ближнему, состраданием ему, которое начинается с простого внимания. В том случае, если эта заповедь будет забыта, наши добрые порывы обречены на «выгорание» – потерю желания, интереса, радости от той деятельности, которая еще недавно вызывала восторг и приносила удовлетворение. – Нельзя позволять себе отчаиваться. Потому что в нашей с вами ситуации отчаяние – это самый простой, очевидный и понятный путь. Давайте не ходить очевидными путями, – смеясь, говорит Георгий.


    Беседовала Юлия Алексеева

    Газета о православной жизни «Образ и подобие», выпуск № 3 (24), июнь 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос