Не только рублем, но и делом
Милосердие живет в сердце каждого христианина
Мы продолжаем цикл интервью со священнослужителями Истринского благочиния, ответственными за разные направления церковного служения. Сегодня наш собеседник — настоятель Знаменской церкви с. Холмы священник Георгий Савочкин, ответственный за социальную работу. Отец Георгий не только курирует эту область во всем благочинии, но и показывает прекрасный пример организации дел милосердия на одном конкретно взятом приходе.
— С чего начиналась ваша работа, и какие она принесла плоды за эти годы?
— Одной из первых задач было налаживание взаимодействия с районной социальной службой. Так, несколько лет назад между управлением социальной защиты населения и благочинием было подписано соглашение о сотрудничестве. Это не пустая формальность: за годы совместной работы мы стали не только партнерами, но и искренними друзьями, и сегодня руководитель управления Ирина Анатольевна Воробьева — наш первый помощник.
В рамках соглашения претворяется в жизнь множество благих начинаний. Уже традиционно приходы района принимают участие в благотворительной акции, проходящей на территории Московской области «Согреем детские сердца добротой и любовью». Каждый год разрабатывается программа проведения акции в районе, исходя из накопленного опыта и возможностей. В акции участвуют почти все приходы благочиния, наиболее активно — Георгиевский храм в Дедовске, Крестовоздвиженский храм в Дарне, Преображенский храм в Бужарово, Знаменский храм в Холмах, Казанский храм в в Глебово, Богоявленский храм в Глебово. Для детей-сирот проводятся праздничные мероприятия, они выезжают на концерты и экскурсии, участвуют во встречах со священниками. Естественно, им оказывается материальная помощь.
За годы работы нами налажено взаимодействие со многими учреждениями. Так, в социальном центре «Дом милосердия» в Дедовске открыта молельная комната, пожилых постояльцев центра регулярно посещает священник. В районе много учреждений, которые формально относятся не к социальной сфере, а например, к системе здравоохранения или образования, но в которых ведется социальное служение церкви. Например, совместно с о. Владимиром Балабанниковым (ответственный в благочинии за взаимодействие с медицинскими учреждениями — прим, авт.) окормляется Истринская районная больница. Приход Георгиевской церкви шефствует над Дедовской коррекционной школой-интернатом; молодежный актив Христорождественского храма в Рождественно — над Новопетровской коррекционной школой-интернатом; настоятель Казанского храма в Глебово о. Александр Чепрасов регулярно посещает и помогает воспитанникам приюта для несовершеннолетних в Глебово-Избищи.
Еще один вид социального служения — оказание моральной поддержки и материальной помощи лицам, находящимся в заключении. Этим активно занимается приход Крестовоздвиженского храма с. Дарна во главе с настоятелем протоиереем Константином Волковым. Ежемесячно прихожане собирают посылки с продуктами питания, предметами личной гигиены, духовной литературой для отправки их в места заключения.
— Социальное служение — это обязанность или добрая воля Церкви? Какова роль обычного прихожанина в этой работе?
— Необходимость совершения дел милосердия живет в сердце каждого верующего.
Если человек верит, он ощущает свой долг и необходимость совершать дела милосердия. Это не обязанность — это внутренняя потребность. Безусловно, вопрос социального служения — это не только задача священников и приходского актива, но и всех прихожан. Степень, в которой человек принимает участие в социальной работе, в делах милосердия — это показатель его духовного роста, его вовлеченности в жизнь Церкви. Ведь помощь ближним, помощь нуждающимся — один из способов проявить свою веру. Если человек живет по Христовым законам, вопрос милосердия встает в первую очередь. Не каждый может строго выдержать пост, класть ежедневно земные поклоны, вычитывать длинные правила, но оказать посильную помощь нуждающемуся может и должен каждый. Насколько сердце человека отзывчиво к боли другого — настолько он ближе к Богу.
К огромному сожалению, в годы советской власти и постсоветский период была практически полностью утрачена культура благотворительности, традиционная для русского народа. До революции в любой семье люди занимались благотворительностью: в святки, на светлой седмице, в дни памяти усопших, да и повседневно.
Причем, зачастую это была благотворительность не только «рублем», но и «делом»: естественной даже для представителей высшего сословия была помощь в больницах, организация питания для бедняков. Яркий пример этому — семья последнего императора.
— Какова роль настоятеля в организации дел милосердия на своем приходе?
— Нужно помнить, что священник — не просто молитвенник и предстоятель перед Господом, но он является направителем духовной жизни прихожан. Поэтому его работа — в первую очередь, организационная. Он должен подсказывать, куда человеку направить свои усилия. Многих православных людей беспокоит вопрос: как и кому можно помочь? Мы видим вокруг социальную несправедливость и нужду, это, естественно, вызывает живой отклик в душе. В личной беседе со священником человек может определить свой путь в деле милосердия, найти ответы на эти вопросы.
Простой пример. Когда человек ищет, кому помочь, он в первую очередь вспоминает о детях, сиротах. В итоге, детские дома и приюты всегда получают помощь и поддержку. А ведь дети в многодетных семьях или в семьях с одним родителем тоже зачастую испытывают материальные и иные затруднения. Еще меньше помощи получают старики и инвалиды.
— Какие самые распространенные формы благотворительности, реализующиеся на приходах нашего благочиния?
— Почти на половине приходов существует так называемый фонд обмена вещей, потому что находится много желающих отдать одежду и обувь в хорошем состоянии, детские игрушки. Нет ничего зазорного и неудобного в том, чтобы принести в храм вещь, которая еще может послужить кому-то. Пункты приема и раздачи одежды есть во многих храмах. Однако организация такого пункта — это тяжелая работа, сразу возникают трудности с помещением для хранения вещей, с их распределением, с доставкой вещей нуждающимся. Много людей, готовых отдать вещи, но крайне мало тех, кто готов организовать работу пункта приема-раздачи вещей. Так что иногда уместнее предложить свою организационную помощь.
На некоторых приходах организовано благотворительное питание, куда нуждающимся вполне уместно обратиться за помощью, а желающим сделать доброе дело — предложить свою помощь или финансировать эту деятельность. На половине приходов есть иждивенцы — семьи, которые на регулярной основе получают помощь: инвалиды, матери-одиночки. На большинстве приходов в памятные дни или на регулярной основе оказывается помощь ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
— Когда едешь в ваш храм, на пути встречаешь рекламный баннер с надписью «Большая семья» — ваш социальный проект. Расскажите о нем, пожалуйста.
— Проект «Большая семья» стартовал в конце 2008 года, его организаторы — приход нашего Знаменского храма и «ОТП Банк». Впоследствии в качестве участников присоединилось Истринское управление социальной защиты населения. Главная идея - оказывать поддержку и помощь многодетным семьям. Много сейчас говорят о демографическом кризисе, о значении и роли многодетной семьи. Но при этом абсолютное большинство многодетных семей испытывают материальные трудности.
Зимой мы проводили акцию по раздаче новых теплых вещей. На многодетные семьи выходили с помощью управления соцзащиты. К слову, в Истринском районе около 400 многодетных семей. В рамках акции наши прихожане вместе с социальным работником развозили вещи по квартирам.
В феврале мы организовали поездку для дошкольников из многодетных семей в Московский театр кукол им. Образцова. Администрация театра откликнулась на нашу просьбу и предоставила 50 бесплатных билетов, мы же за счет спонсоров оплатили автобус и обеды. Детям очень понравился спектакль, ведь большинство из них были в театре впервые. На осень мы запланировали подобную поездку уже для школьников — в Театр Юных Москвичей на Воробьевых горах (бывший Московский городской Дворец пионеров), на спектакль «Поверить в бабочек», который поставил православный режиссер.
Все программы и акции проекта «Большая семья» осуществляются на средства банка, а также на средства других благотворителей.
— Нередко люди объясняют свое пассивное отношение к благотворительности финансовой несостоятельностью. Приходилось слышать фразы, общий смысл которых таков: «Вот был бы у меня миллион, тогда бы я всем помог!». Что вы на это скажете?
— Первый вопрос в деле милосердия — это желание, а не деньги. Дела милосердия — это средство для изменения человека, и показатель того, какой это человек. Всё дело в человеке, а не в его экономическом состоянии. Православному, верующему человеку должно хотеться совершать дела милосердия. Когда не хочется, и он сам себе ищет оправдания, почему ничего не делает, — это показатель духовной болезни человека.
Это ненормально.
Наконец, сегодня нам приходится испытывать затруднения не с деньгами, а с делами. Одна из главных проблем: человек ищет, как проще. В поисках более простого пути всегда часть работы перекладывается на чужие плечи. Самое простое — дать денег. Поэтому главная перспектива — помощь не только рублем, но и конкретным делом.
Это же и ответ для тех, кто не может помочь деньгами. К тому же, личная помощь приносит куда больший заряд духовных сил, мир в душе, радость.
Нельзя не признать того, что социальное служение в нашем благочинии развивается, дает свои плоды. Вместе с тем на этом пути у нас впереди еще безграничные перспективы развития.
Беседовала Татьяна Калмина
Источник материала: газета «Духовная нива» № 5 (39), август 2009 года.