Награда или наказание
Дорогие братья и сёстры!
Жить на земле без скорбей невозможно.
Другое дело – как их переносить: ожесточаясь на весь мир и него дуя – или смиряясь и благодаря Господа, что Он дал возможность потерпеть; веря, что Он всё устроит к лучшему – ко спасению...
Если бы скорби и болезни не были полезны людям, то Господь и не посылал бы их. Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому. Вот почему всё скорбное или радостное, случающееся с человеком, попускается для его же блага.
И Святая Церковь, как любящая мать, наставляет нас в этом.
Так, из Евангелия, Апостола и молитв, читаемых при совершении Таинства Соборования, мы слышим, как христианину должно воспринимать страдания: страдания – крест, который нужно понести, чтобы быть со Христом, чтобы оторваться от излишних пристрастий ко всему земному.
Если человек не будет взращивать в своём сердце такое отношение к скорбям, его молитва о помощи будет корыстной: дай мне, Господи, то, что хочу я, а не Ты...
Нередко от постигших болезней человек ожесточается, ему приходят мысли, что болезнь послана несправедливо.
Однако в том и есть премудрость Божия, что Он кого любит, того и научает. Вот почему, по мнению святых отцов, наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество скорбей и болезней.
Бывает, что сердце человека лишь после перенесённой боли, наконец, может открыться на встречу другим людям, увидеть их беды, к которым раньше оно было безразлично. Через страдания человек учится сострадать, искренне помогать, любить и ценить любовь.
Как это важно!
Болезни вместе с трудами, скорбями, лишениями пришли в мир, когда первые люди совершили первый грех против Бога.
Однако вопросы «за что?», «почему?», когда с нами случается что-то неприятное, скорбное, зачастую могут ввести в печаль, а потом и в отчаяние!.. А отчаяние – очень опасный грех, ибо в таком состоянии человек не может надеяться на Бога! Духовный настрой здесь может быть только один: достойное по делам своим приемлю...
Евреи верили, что все несчастия случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи, грехи их родителей и предков (Исх. 20: 5).
Однако из Евангелия мы знаем, что отвечает ученикам Господь про слепорождённого, сидящего у храма и просящего милостыню: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3).
Зачем человеку посягать на премудрость Господню?
Лучший ответ христианина – иметь веру в то, что Бог всё премудро устраивает к лучшему для нашего спасения. Если нужно – смирит скорбью, если полезно – пошлёт радость.
Верить в Бога – значит доверять Ему.
В одном из тропарей, которые поются при совершении Таинства Елеосвящения, мы обращаемся к Богу со словами: «... воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно». То есть просим у Бога исцеления, чтобы служить Ему, исполнять Его волю, а не свои хотения.
Будем же прилагать к этому усилия и искать Царствия Божия, а всё остальное приложится нам (Мф. 6: 33).
Подготовила Таисия Сакович
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (143) апрель 2011 г.