Монголо-татарское нашествие
Сила русской веры
3 октября – память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора.
Святой благоверный князь Михаил Киевский и Черниговский (1179– 20.09.1245) своим смирением, душевным незлобием и милосердием снискал любовь и уважение народа. Он занимал Киевский великокняжеский престол с 1235 года.
Именно в его правление и произошло монголо-татарское нашествие.
Пред лицом врага
Осенью 1240 г. полчища орды подступили к Киеву.
Ханские послы предложили Великому князю добровольно покориться, но Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно выехал в Венгрию, чтобы уговорить венгерского короля совместными силами организовать отпор общему врагу.
Пытался князь Михаил поднять на борьбу с ордынцами и Польшу, и даже германцев. Но безуспешно...
Как пришелец, скитался великий князь в чужой земле, но, услыхав о совершенном опустошении русской земли, возвратился в Киев и Чернигов разделить печаль с родным народом.
Вскоре татары явились к нему с требованием ехать в Орду для получения разрешения (ярлыка) на управление своим княжеством.
Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиновения могущественным завоевателям, но как православный христианин не мог согласиться поклониться идолам, к чему принуждали русских князей в Орде. Призвав своего верного боярина Феодора, он объявил ему, что пойдёт к Батыю и, если потребуется, претерпит мученичество за Христа.
Непокорные русские
Когда они прибыли к хану Батыю, им приказали сначала пройти через огненный костёр, что якобы должно было очистить их от злых намерений, а потом поклониться обожествляемым стихиям: солнцу и огню. На это князь Михаил ответил жрецам: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».
Хану донесли о непокорности русского князя, и Батый передал условие: тот, кто не выполнит требование жрецов, умрёт в мучениях.
Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам. Смерти же за Христа не боюсь».
Святой князь и преданный его боярин, готовясь к мученической кончине, приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец – епископ Иоанн.
Татарские палачи долго и жестоко избивали Михаила и Феодора, пока земля не обагрилась кровью.
Михаил переносил всё это мужественно и твердил только одно: «Я – христианин!» Тогда один из убийц отсёк страдальцу голову, и – о дивное чудо! – глава, отнятая от тела, во всеуслышание произнесла: «Я – христианин».
Тела святых страстотерпцев были брошены палачами на съедение псам, но Господь чудесно сохранил их. По ночам над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском. Видя всё это, христиане, находившиеся в то время в Орде, тайно взяли тела мучеников и с честью погребли их.
Позднее мощи святых были перенесены в Чернигов, а затем в Москву.
* * *
Исповеднический подвиг князя Михаила и его боярина Феодора поразил хана и его приближённых.
Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми Православной веры, их готовности с радостью умереть за Христа, татарские ханы больше не требовали от русских князей, приезжавших в Орду, прямого исполнения идольских обрядов.
Но борьба русского народа против монголо-татарского ига продолжалась ещё долго, и многие русские князья по примеру Михаила Черниговского стали новыми мучениками и исповедниками.
Наталья Кузнецова
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 11 (163) октябрь 2012 г.