Монголо-татарское нашествие

Дата публикации или обновления 19.06.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Сила русской веры

    3 октября – память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора.

    Святой благоверный князь Михаил Киевский и Черниговский (1179– 20.09.1245) своим смирением, душевным незлобием и милосердием снискал любовь и уважение народа. Он занимал Киевский великокняжеский престол с 1235 года.

    Именно в его правление и произошло монголо-татарское нашествие.

    Пред лицом врага

    Осенью 1240 г. полчища орды подступили к Киеву.

    Ханские послы предложили Великому князю добровольно покориться, но Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно выехал в Венгрию, чтобы уговорить венгерского короля совместными силами организовать отпор общему врагу.

    Пытался князь Михаил поднять на борьбу с ордынцами и Польшу, и даже германцев. Но безуспешно...

    Как пришелец, скитался великий князь в чужой земле, но, услыхав о совершенном опустошении русской земли, возвратился в Киев и Чернигов разделить печаль с родным народом.

    Вскоре татары явились к нему с требованием ехать в Орду для получения разрешения (ярлыка) на управление своим княжеством.

    Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиновения могущественным завоевателям, но как православный христианин не мог согласиться поклониться идолам, к чему принуждали русских князей в Орде. Призвав своего верного боярина Феодора, он объявил ему, что пойдёт к Батыю и, если потребуется, претерпит мученичество за Христа.

    Непокорные русские

    Когда они прибыли к хану Батыю, им приказали сначала пройти через огненный костёр, что якобы должно было очистить их от злых намерений, а потом поклониться обожествляемым стихиям: солнцу и огню. На это князь Михаил ответил жрецам: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».

    Хану донесли о непокорности русского князя, и Батый передал условие: тот, кто не выполнит требование жрецов, умрёт в мучениях.

    Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам. Смерти же за Христа не боюсь».

    Святой князь и преданный его боярин, готовясь к мученической кончине, приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец – епископ Иоанн.

    Татарские палачи долго и жестоко избивали Михаила и Феодора, пока земля не обагрилась кровью.

    Михаил переносил всё это мужественно и твердил только одно: «Я – христианин!» Тогда один из убийц отсёк страдальцу голову, и – о дивное чудо! – глава, отнятая от тела, во всеуслышание произнесла: «Я – христианин».

    Тела святых страстотерпцев были брошены палачами на съедение псам, но Господь чудесно сохранил их. По ночам над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском. Видя всё это, христиане, находившиеся в то время в Орде, тайно взяли тела мучеников и с честью погребли их.

    Позднее мощи святых были перенесены в Чернигов, а затем в Москву.

    * * *

    Исповеднический подвиг князя Михаила и его боярина Феодора поразил хана и его приближённых.

    Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми Православной веры, их готовности с радостью умереть за Христа, татарские ханы больше не требовали от русских князей, приезжавших в Орду, прямого исполнения идольских обрядов.

    Но борьба русского народа против монголо-татарского ига продолжалась ещё долго, и многие русские князья по примеру Михаила Черниговского стали новыми мучениками и исповедниками.

    Наталья Кузнецова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 11 (163) октябрь 2012 г.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100