Кто остаётся в Церкви?

Дата публикации или обновления 03.06.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Дорогие братья и сёстры!

    Cвятитель Василий Великий писал: «Жизнь человеческая – не постоянное море... И, хотя... плавание опасно, мы, пловцы, спим беспечно».

    И действительно, живём мы зачастую нерадиво, забывая, что все, раньше или позже, обречены на смерть. Однако смерть тела не прекращает бытия человеческой души. Напротив, именно после физической смерти для души начинается неизмеримо больший этап её существования.

    По словам преподобного Ефрема Сирина, «там... каждый вселится в чертог, какой уготовал себе здесь».

    Именно ради подготовки к этому и дан нам короткий, но очень важный период земного бытия!

    Кто-то спросит: «Неужели для восприятия благ, которые даст новая жизнь, нужно себя готовить?

    Бог даёт – так бери и пользуйся!» Однако наш повседневный жизненный опыт опровергает подобное рассуждение. Человек сплошь и рядом оказывается неспособным принять даже те блага, которые Господь подаёт ему сейчас, в земной жизни. И убедиться в этом совсем несложно – достаточно лишь внимательно посмотреть на себя и вокруг.

    Самый простой и очевидный пример такого отвергнутого блага – здоровье.

    Скольким из нас Бог даёт его – а человек порой живёт так, будто хочет избавиться от этого блага! И это в то время, когда все знают о губительном влиянии на человека – его душу и тело – вредных привычек.

    Но – что очень важно – дело ведь не только в желании человека. Всё обстоит гораздо сложнее и печальнее! Даже бросить курить многие люди оказываются не в состоянии, несмотря на самое горячее желание избавиться от этой дурной привычки. А есть гораздо более тонкие и скрытые качества души, которые вообще непонятно как в себе исправлять. Захотел человек, к примеру, перестать завидовать или обижаться.

    Что ему делать с этой бедой, как от неё избавиться? Очевидно: сам человек на это неспособен, ему необходима помощь. И остаётся лишь выяснить, к кому следует за ней обратиться.

    Если одежду мы чистим в химчистке, то кто поможет человеку очистить душу от той нечистоты, которая мешает ему воспринять блага Вечной Жизни?

    Разумно предположить, что обращаться за такой помощью можно лишь к тому, кто сам свободен от всего греховного, то есть к Богу.

    Вот ради чего люди приходят в Церковь – и остаются.

    Представим себе хирургическое отделение больницы. Там может плохо пахнуть, там порой невозможно уснуть от стонов соседей... Одним словом, находиться в хирургической палате неприятно. Но у всех больных есть очень серьёзная причина оставаться в этом неуютном помещении: там есть врач, способный их вылечить. Люди понимают: в другом месте надежды на выздоровление у них нет! И все неприятности окружающей обстановки отступают на задний план перед надеждой на исцеление. Даже когда твоя кровать стоит в коридоре из-за нехватки мест, а санитарки неприветливые и грубые – это уже неважно.

    Потому что пришёл ты туда отнюдь не за комфортом и не в поисках приятного общества.

    Нечто подобное происходит и в Церкви.

    Если человек ищет в ней не исцеления своей больной души, а чего-то иного, если он не ощутил в себе той страшной повреждённости грехом, которая закрывает от него Небо, если не пришёл к осознанию собственного бессилия даже перед самой ничтожной страстью, живущей в его сердце, – с каждым годом жить церковной жизнью, оставаться в Церкви ему будет всё труднее.

    Потому что мера приобщения человека Церкви, степень его воцерковления, определяется вовсе не частотой посещения богослужений и не количеством прочитанных умных книг, а его стремлением в самом себе(!) наиболее полно осуществить идеалы Евангелия. Для этого необходима решимость каждую минуту своей жизни – свои мысли, слова, поступки – сверять с евангельскими заповедями.

    Кто же остаётся в Церкви? Как и в больнице – те, кто пришёл за спасением, кого мучает собственная греховность. Такие люди останутся, потому что просили Христа о помощи в борьбе со своими грехами и получали эту помощь именно в Церкви, через Таинства.

    Да, очень многое из того, что есть в Церкви, при желании можно получить и за её пределами: читать духовную литературу и творить дела милосердия; дружить с верующими людьми и общаться с духовенством.

    Даже верить в Бога и молиться вне Церкви вполне возможно.

    Однако абсолютно невозможно вне Церкви самое важное – причащение Тела и Крови Христовых, о значении которого Сам Спаситель говорит следующее: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53).

    Дай Бог всем нам в грядущие перед Светлым Христовым Воскресением дни подготовиться к принятию Святых Христовых Таин, дабы в мире и тихой радости встретить Святую Пасху.

    С любовью о Господе, протоиерей Николай Струков.


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (143) апрель 2011 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100