Конфликты

Дата публикации или обновления 18.04.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Люди обычно стараются избегать конфликтов. Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто промолчит, даже если будет не согласен. Значит ли это, что конфликт всегда плох?

    На первый взгляд, так и есть. Но нередко обойтись без конфликта всё же не удаётся…

    Например, митрополит Филипп Московский никак не мог смолчать, видя, что творит царь Иоанн Грозный, – и поплатился за это жизнью.

    Открыв Евангелие, мы найдём в нём немало сцен, где Христос как будто специально вступает в спор с другими людьми. Казалось бы, ну что Ему стоило исцелить больного не в субботу, если законники запрещали врачевание как работу, а в любой другой день? Также можно было бы не делать заявлений, смущающих народ: например, что Его послал Отец и что Он старше Авраама. А зачем Он часто обличал фарисеев? Когда Он пришёл в Иерусалимский храм, то силой выгнал из него торговцев и менял!

    К чему такая нетерпимость? – спросят некоторые.

    Действительно, никто не мешал Христу прожить тихую, спокойную жизнь в Назарете. Он мог бы то же самое сказать Своим ученикам где-нибудь в укромном месте, никому не мешая и никого не обижая. Но тогда, наверное, и на Крест не пришлось бы идти, и Евангелие не о чем было бы писать…

    Как понять, где нужно конфликтовать, а где стоит избегать конфликта?

    Евангелие даёт нам подсказку. Оказывается, Христос ни разу не пытался защитить Своё достоинство или отстоять Свои права, но там, где речь шла о грубом нарушении воли Отца, Он не мог промолчать. И что ещё важно: Он всегда исходил не из абстрактного принципа, а из конкретной ситуации, в которой оказывался человек.

    Вот Он идёт с учениками по дороге и хочет зайти в самарянское селение, но там Его не принимают. Ученики возмущены, они призывают: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их?»

    Но Христос запрещает им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать». Христос – не жестокий завоеватель, который подчиняет людей силой.

    С другой стороны, уважаемых в народе учителей Закона Он не стесняется называть «змеями» и «порождениями ехидны» – может быть, именно для того, чтобы как следует встряхнуть этих людей, заставить их взглянуть на себя другими глазами. Ведь Он боролся не против них, а за их бессмертные души.

    Есть и ещё один удивительный эпизод, где Христос вступает в необъяснимый, казалось бы, конфликт с бедной женщиной, у которой тяжело болела дочь. Эта женщина была язычницей, и Христос для неё, вероятно, был кем-то вроде могучего колдуна, который мог бы помочь в её беде. Он долго молчал в ответ на её настойчивые просьбы, а потом сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

    Зачем было называть собакой эту женщину, у которой случилось горе? Почему было не исцелить её дочь сразу?

    Видимо, Спаситель хотел показать ей: языческая вера низводит человека до положения животного. Что же отвечает женщина? – «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Она приняла такую нелестную оценку, и Христос не просто исцелил её дочь, Он сказал ей слова, которые говорил далеко не всем, чью просьбу исполнял: «Велика вера твоя».

    Оказывается, конфликт может быть спасительным.

    Но может быть и разрушительным оружием, когда человек настаивает на своей правоте ради самой правоты, никого и ничего не щадит, лишь бы добиться своего.

    Евангелие и примеры великих людей подсказывают нам: на конфликт стоит идти только тогда, когда на него нельзя не пойти, когда таким образом будет предана Истина или будут нарушены наши обязанности.

    Собственное достоинство – пожалуй, не та цель, ради которой стоит конфликтовать с человеком.

    И вообще – спор спору рознь. В споре можно выступать против человека, стараясь его унизить и задеть, а можно, наоборот, бороться за него, за его понимание, за наше с ним дальнейшее общение. Как гласит одна ирландская поговорка, лучше всего твёрдость без гнева, настойчивость без спора, вежливость без надменности.

    Подготовила Анастасия Мухина


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 11 (202), октябрь 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100