Классическая музыка И.С. Баха

Дата публикации или обновления 11.04.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Не ручей, а океан

    Классическая музыка И.С. Баха обладает удивительным свойством: за прошедшие 300 лет её воздействие на слушателей только усиливается. При этом она оказывается понятной и близкой людям с самыми разными музыкальными предпочтениями.

    Секрет востребованности баховской музыки – в её глубинном смысле и богатом духовном содержании. Она – свидетельство постоянного общения композитора с Богом.

    Сочетание глубокого религиозного чувства и гениальной одарённости музыканта дало миру уникальный феномен, равного которому история музыкальной культуры не знает: «Бах – это завершение… Всё ведёт к нему» (А. Швейцер).

    Но осознавал ли И.С. Бах свою гениальность?

    Все рассказы и воспоминания о Бахе-человеке свидетельствуют о необычайной простоте и скромности его характера. Трудолюбие и христианское мировоззрение – это, пожалуй, главные черты его личности. Он был истым музыкантом Божией милостью, не сознававшим, как велико его значение для искусства.

    Сам И.С. Бах говорил, что всё, что он написал, посвящено «возвеличиванию Господа и воссозданию души».

    Как все члены рода Бахов, он обладал высокими семейными добродетелями, преданно и самоотверженно работал для общего блага.

    Бах принадлежал к славному многочисленному роду музыкантов. Задолго до него в Германии жил булочник, который к тому же был очень хорошим городским трубачом. Этот трубач женился на дочери музыкантов. Своих детей он, разумеется, тоже учил музыке. Дети вырастали и тоже, безусловно, становились музыкантами. И так много поколений подряд.

    Очень скоро имя «Бах» стало означать «музыкант». Раз в год большая семья собиралась вместе. Тут были деды и прадеды, дяди, братья и двоюродные братья. Они все исполняли музыку и обсуждали семейные дела. Это было чем-то вроде семейной музыкальной гильдии, и считалось, что дети, появляющиеся в семье, тоже должны были в неё вступить.

    Наконец, гигантское накопление музыкальной энергии преобразилось в подарок всей планете, имя которому Иоганн Себастьян Бах. У Баха было две жены (первая умерла рано), обе подлинно музыкальные, бесконечно любившие музыку. Они в разные годы родили Баху двадцать детей, но поскольку детская смертность тогда была очень высока, то детей осталось только тринадцать.

    Пятеро из них стали выдающимися композиторами.

    Конечно, уже не уровня отца, ибо этого уровня достичь невозможно и сегодня…

    Несмотря на многочисленные труды музыковедов, многогранный внутренний смысловой мир музыки Баха попрежнему остаётся не до конца изученным. Почему? Искусствоведы имеют все основания утверждать, что в музыке Бах ухитрился опередить развитие человеческой мысли на несколько тысячелетий, показав нам необъятные возможности человеческого мозга и объёмы его деятельности в далёком будущем.

    Если вдуматься, как Бах начинал работу над новым произведением, то возникают прямые аналогии с архитектурой. Бах был гениальным «архитектором» в музыке. Сначала складывался замысел целого. «Каркас» будущего «музыкального здания» постепенно наполнялся деталями. Баховская «Органная книжечка» являет нам яркий пример, иллюстрирующий подобный метод. Уже на стадии формирования концепции сочинения устанавливались его пропорции и уточнялся используемый набор компонентов, явных и скрытых, несущих определённую смысловую нагрузку в масштабе целого. Подобно средневековым зодчим, Бах конструировал свою музыку так, что каждая деталь в ней обуславливалась логикой целого.

    При передаче в музыке скрытых смыслов Бах использовал многогранный инструментарий.

    1. Т.н. музыкально-риторические фигуры – мелодические обороты, за которыми закрепились устойчивые значения (например, восходящий звукоряд был прочно связан с символами Воскресения Господня и Вознесения Господня).

    2. Смысловая трактовка тональностей (например, тональность до мажор избиралась для произведений, посвящённых самым чистым и светлым образам: первая прелюдия в до мажоре, которой открывается «Хорошо темперированный клавир» (ХТК) Баха, посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы).

    3. Тесситура (звуковысотность). Высокое звучание соответствовало небесным сферам, низкое – безднам. Срединный диапазон символизировал земное, человеческое пространство.

    4. Мотивная символика.

    Определённые звукосочетания означали священные смыслы. Например, символ креста, состоящий из четырёх разнонаправленных нот. Если графически связать первую ноту с третьей, а вторую с четвёртой, получался рисунок креста X. Символ Воскресения Христова в третий день представлял собой постепенно восходящий мотив из трёх звуков, трижды повторённых каждый раз на ступень выше.

    5. Числовая символика. В христианстве существовала традиция числовой символики: священные имена, понятия и слова имели свои числовые выражения по соответствию букв латинского алфавита их порядковому номеру (А 1, В 2 и т.д.). Эти числа были закодированы в музыкальном тексте. Ключевые христианские слова и аббревиатуры имели числовой «эквивалент»: Credo («Верую») = 43, Deus («Бог») = 47, Iesus (Иисус) = 70, Jesu Christe (Иисус Христос) = 131, SDG (Soli Deo Gloria – «Единому Богу слава») = 29. Бах графически записывал числа интервалами и отрезками гамм либо количеством звуков в аккордах. Например, нисходящий мотив трёх групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом Таинства Евхаристии. Фуга ми бемоль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» охватывает 70 тактов, что по числовой символике означает Iesus, то есть Второе Лицо Святой Троицы.

    6. Структурная символика выявляла главный смысл произведения особенностями расположения материала. На основе этого метода были установлены внутренние сюжетно-смысловые циклы двух томов «Хорошо темперированного клавира»: Ветхий Завет, Рождество Христово, Деяния Христа, Страдальческий цикл, Пасхальный цикл, Догматический цикл.

    Вряд ли можно предполагать, что такое содержание проникало в музыку Баха бессознательно. Бах творил осознанно! Он опередил всё развитие музыки на тысячи лет! Через столетие после Баха другой музыкант, – пожалуй, единственный в истории музыки гений, который приближается к нему по грандиозности, – Людвиг Ван Бетховен, скажет самое глубокое из всего, что сказано о Бахе: «Не ручьём, а океаном должен он зваться!» («Бах» по-немецки «ручей»). Из океана ничего не вытекает, в него всё впадает, океан – могучая законченная структура!

    Спустя много лет после смерти Баха на концерте, в котором звучала его музыка, исполняемая любимым сыном Иоганном Христианом, сидел крохотный мальчишка. Потрясённый музыкой до глубины души, он звонко закричал: «Вот именно так и надо писать музыку!» Это был Вольфганг Амадей Моцарт…

    В сентябре на нашем приходе тоже проходил концерт «Евангелие в музыке Баха», посвящённый 330-летию со дня рождения великого гения. Исполнителям, вдохновлённым творчеством Баха, – иерею Владимиру Подопросветову и профессору МАрхИ И.Е. Путятину – мгновенно удалось передать слушателям любовь к наследию этого гениального композитора.

    Мы ещё раз от всей души благодарим исполнителей и искренне надеемся, что проведение подобных концертов станет многолетней доброй традицией.

    Подготовила Юлия Крылова


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 13 (204), декабрь 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100