Как сохранить душевный мир?

Дата публикации или обновления 13.05.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В своё время, слушая проповедь архимандрита Амвросия Юрасова по радио «Радонеж», я запомнила очень добрые и поучительные слова о том, как сохранить душевный мир, чтобы никогда не возмущаться, ни с кем не спорить, никого не осуждать, не раздражаться, не обижаться.

    Во-первых, нужно помнить, что мы с вами все подвержены греху, все заражены им. И наша цель – избавиться от этой грязи.

    Тогда какой смысл судить ближнего: сколько у него пороков, страстей?

    Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

    Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

    Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7: 1 5).

    Чтобы исправиться, надо к этому всеми силами стремиться. Для этого христианин должен отдать себя в руки Божии. Важно помнить, что без воли Божией ни один волос с головы не падает.

    Все до мельчайшего события в жизни человека бывают не без Промысла Божия. И Господь все случаи, порой не совсем приятные, посылает нам премудро – чтобы мы увидели свою слабость духовную и смирялись, чтобы вели борьбу – а в борьбе рождаются герои. Когда у нас не будет страстей, нам будет не с чем вести борьбу. Самое главное, что в этой борьбе, в этих страданиях жизненных, в болезнях, разного рода искушениях душа человека становится мужественной, сильной, крепкой.

    Она выздоравливает.

    Например, человек не работает, ничего не делает, только лежит; встанет, поест, опять ляжет. У такого организм становится дряхлым, беспомощным, не способным совершить ни одной работы.

    Вот точно так и наша душа. Если не будем вести борьбу, то духовно ослабнем. Есть такие люди, у которых всё, можно сказать, благополучно. Однако они сами себе воображают такие проблемы, что могут довести себя до истерического состояния. Они постоянно бунтуют, чем-то недовольны. Таковые не знают, что такое работа над собой, самовоспитание, борьба со своим я.

    Но настоящий христианин, который воспитывает себя, не возмущается, что бы ни случилось, не шумит, ибо он знает: это всё проходящее.

    От возмущения никакого толку нет. Случается, стоя в очереди, люди ругаются, выказывают недовольство. Грех, к сожалению, вошёл в навык, и без него человек уже жить не может.

    С гневом, как и с любой страстью, нужно бороться с самого начала, с самого первого проявления, ибо потом будет всё труднее и труднее искоренить его в себе.

    Когда человек становится внимательным и начинает контролировать каждый свой поступок, каждое слово, каждую мысль, – тогда действительно можно справиться и с грехом, и с самой страстью, вызывающей грех.

    Надо научиться никогда не возмущаться, не обижаться. Ибо это всё от гордыни и самомнения.

    Давид псалмопевец говорит: «Смирихся и спасе мя [Господь]» (Пс. 114: 5). Смиренному человеку, который себя считает ниже всех, некуда падать. А кто о себе высокого мнения, гордится и тщеславится, тот опять и опять впадает в гнев, раздражение, злобу, уныние, отчаяние... Такие люди бывают недовольны даже Богом. Но Бог всевидящий, Он посылает лишь полезное нам.

    Как узнать, есть ли у вас смирение? Вот вас злословят. Если в ответ раздражаетесь, переживаете, злитесь, негодуете, значит, у вас есть гордость, её то и надо выгонять из сердца.

    Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11: 29).

    Что это значит? Иоанн Кронштадтский поясняет: «Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и молиться за врагов своих». Но в то же время вместе с такими качествами, как кротость и смирение, в христианине должны сочетаться и качества, на первый взгляд, как-бы противоположные им: решительность, мужество и твёрдость.

    Человеческая слава уничтожает в нашей душе смирение. Поэтому нужно предпринимать все меры к ограждению себя от страсти тщеславия:

    • скрывать свои добрые дела и никому не говорить о них;

    • когда слышим похвалу в свой адрес или самим на память придёт какое-то наше доброе дело, необходимо сразу приписать всё доброе силе Божественной благодати, возблагодарить Господа и тотчас об этом забыть;

    • никого, даже самого грешного человека, не презирать и не осуждать, но помнить о собственных грехах и постоянно оплакивать их перед Богом;

    • никого не обижать и без ропота переносить обиды, клевету и притеснения от людей;

    • всякого человека, особенно приходящего с духовной целью, принимать с ласковым и весёлым видом, внутренне смиряясь пред всяким, считая себя ниже его.

    Главное, очень важно не забывать, что Господь всё видит и знает.

    Отчёт в жизни один – перед Богом!

    И если мы будем всё время это держать в уме и смиряться, как учит нас Евангелие, то наши души никогда не покинет мир, который так нужен нашим семьям и всем людям на Земле!

    Подготовила прихожанка Надежда


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 7 (134) июль 2010 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100