Как научиться прощать

Дата публикации или обновления 05.06.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В заключительный день перед Великим постом мы вместе со Святой Церковью вспоминаем изгнание Адама из рая.

    За непослушание Богу и невоздержание прародители лишились райского блаженства.

    И теперь люди в болезнях, скорбях, труде ищут счастья на земле.

    Кто приходит к вере в Бога, тот начинает видеть, что счастье – это быть с Богом.

    А путь к этому – через любовь к ближнему и прощение обид.

    Нередко мы озлобляемся на прямодушных людей за то, что они смело обличают наши неправды. А между тем такими людьми надо дорожить. Это – врачи, которые обнажают наше самолюбие, обнаруживают в нашей душе и другие болезни.

    Апостол Павел наставляет дорожить временем. Действительно, никто из нас не знает, сколько он проживёт, и ещё меньше знает, в каком состоянии он будет в течение оставшихся лет, дней или мгновений своей жизни. Поэтому, пока есть время, не нужно откладывать «на потом» борьбу со своими страстями, особенно с обидой, гневом, раздражительностью по отношению к окружающим нас людям. Как мы относимся к ближним, так и Господь отнесётся к нам...

    В молитве Господней мы просим у Отца Небесного: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но как научиться прощать тех, кто согрешил против нас?

    ***

    Чтобы не держать злобы на ближнего (намеренно или не намеренно обидевшего нас), будет хорошо вспомнить, что мы и сами не чужды недостатков, обуреваемы теми же страстями.

    «Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю...» – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же поучает, как нужно относиться к чело веку согрешающему: «ближнего надо еще больше любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен ... в беде душевной ... тогда то и надо ... помолиться о нём и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви...»

    ***

    «... Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен... Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причинённую нам ... мы ещё, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что, хочешь – не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык то молчит, а сердце говорит и строит злые планы... Вскипевшая самость делает человека словно помешанным...» – читаем у святителя Феофана Затворника.

    ***

    Святые отцы не случайно так много говорят о необходимости прощения ближних. Где нет этого, там не может быть ни видения своих грехов, ни сердечного сокрушения о них, ни смирения, ни любви к Богу: лёд и огонь не могут существовать вместе.

    Так, святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Прощение всех без исключения обид ... – непременное условие успеха в молитве. Когда от души простишь всем... тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нём всё человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве».

    Очень важно помнить, что ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от чело века, враждующего с ближним или имеющего злопомнение. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один, и, следовательно, враг совсем одолеет его (игумен Никон Воробьёв).

    ***

    Верный путь к тому, чтобы научиться прощать – познание самого себя, своих немощей и пороков.

    Вот почему святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Кто занят глубоким рассматриванием самого себя ... кто признаёт себя достойным вечной муки и уже оплакивает, как присуждённого к ней, – тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, ... извиняет те недостатки, которые видит: охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления».

    ***

    Враг рода человеческого всячески пытается смутить и настроить ближних враждебно по отношению друг ко другу. Если в сердце копится злоба и гнев, это губит весь наш труд в деле спасения.

    Авва Исаия поучает, что такой грех, как памятозлобие, искореняется искренней молитвой за вызвавших обиду, раздражение, не удовольствие: «Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о нём, да прощено ему будет то, в чём он согрешил тебе».

    Часто желание простить у нас есть, а вот сердце не слушается.

    Откроем тогда своё сердце Господу и скажем: «Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Буди милостив ко мне, не допусти меня до погибели...»

    Подготовлено Светланой Хрипко


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 3 (142) март 2011 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100