Как провести Великий пост?
Сейчас очень много говорят о том, что «пост перестал быть чем-то важным» для людей, превратился в формальность. Правда ли это?
Это происходит тогда, когда соблюдение поста сводится только к ряду каких-то внешних правил, но не затрагивает души человека.
Так, например, многие очень разборчиво вчитываются в этикетки продуктов, чтобы не вкусить чего-то скоромного, но обижают в пост своих ближних, гневаются, ропщут.
А ведь главная цель поста – покаяние, очищение души.
Если же пост соблюдается только в пище, то цель приложения усилий теряется. Ведь и бесы в Бога веруют, а пищи вообще не вкушают, но своей гордостью они неизмеримо далеко отпали от Бога.
У меня нет силы воли соблюдать пост в отношении пищи. Когда я не ем мяса, становлюсь злой и раздражительной, всех осуждаю, на мужа и на детей кричу. Что делать?
Дело не в том, что вы не едите мяса, а в вас самой. Воздержание в пище во время поста утончает плоть, освобождается физическая энергия, которая раньше тратилась на другое.
Грехи начинают «выпирать» наружу. Причина вашей раздражительности в гордыне, в самолюбии, в желании того, чтобы всё было по-вашему.
Нужно исповедать этот грех и смириться. Смириться – значит поставить свои интересы и желания на последнее место, а желания ближних – на первое. Молитва, причастие, смиренное перенесение скорбей, доброделание – вот далеко не полный перечень средств перенесения поста с миром и благодушием.
Можно ли во время Великого поста устраивать бракосочетания?
Во время любого продолжительного поста в течение всего года бракосочетания не совершаются.
После Великого поста можно совершать бракосочетания, начиная со второй недели по Пасхе (в 2019 году – с 12 мая).
Можно ли крестить грудного ребёнка в период поста?
Крестины совершаются в любой период церковного года.
Как соблюдать пост, если муж неверующий?
Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1 Кор 7: 5).
Когда один из супругов неверующий или невоцерковлённый, семейный мир предпочтительнее нарушения поста.
Нужно ли во время поста посещать храм чаще, чем обычно?
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одно "Господи, помилуй", сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».
Здесь человек, как нигде, замечает, что он весьма далёк от совершенства.
Именно в храме наши внутренние болезни особенно сильно проявляются: это как в темноте мы видим плохо, а на свету сразу замечаем все изъяны. Хотя можно находиться в церкви, а умом успеть побывать и на рынке, и в магазине, и даже мысленно побеседовать с кем-нибудь.
От такого хождения, конечно, мало пользы.
Чего в первую очередь во время поста должен стараться достичь христианин и от чего избавиться?
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», – говорит Господь в Евангелии (Мф. 11: 29). Но что такое смирение? Это Божественное свойство души, сама суть и сияние той Славы, которой, как мы поём за Божественной литургией, «исполнены Небо и земля».
Мы должны заботиться о приобретении смирения, чтобы быть похожими на Христа хоть немножко. А для этого следует соизмерять каждое своё слово, сравнивать каждый свой поступок, мысль, всю свою жизнь со Христом, потому что без Него настоящее смирение невозможно.
В нашем сердце нет покоя только по одной причине: нет смирения ни перед Богом, ни перед людьми. Мы хотим весь мир переделать под себя, а это есть наивысшее проявление гордыни. Укротить гордыню и самолюбие смирением – вот истинная цель поста.
В пост нужно исповедовать грехи, а я их не вижу. Ничего страшного в своей жизни никогда не совершала, в храм хожу регулярно.
Это свидетельствует об одном – о духовной близорукости. Если человек не видит своих грехов, он находится в состоянии духовной болезни. Святые, у которых было острое духовное зрение, видели не то что десятки, а сотни своих прегрешений.
Старец Иосиф Афонский, которого называют великим святым XX века, каждую ночь плакал о грехах своих.
Каждую!
Нужно просить Господа открыть грехи.
«Просите – и получите», – говорит Спаситель (Ин 16: 24). Для зрения своих грехов нужно большое мужество. Господь каждому по мере сил приоткрывает его внутреннее состояние.
Чем больше человек может понести, тем больше ему может быть открыто. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа: «Ей, Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Нужно ежедневно совершать эту молитву утром и вечером, и Господь вразумит.
Если человек не смог сразу же начать поститься, может ли он войти в пост попозже?
В огласительном слове святителя Иоанна Златоуста, которое читается на Пасху, говорится: «Кто замедлил до девятого часа, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.
Кто успел прийти только в одиннадцатый час, пусть и тот не страшится за своё промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся...».
Так что присоединиться к посту можно в любой из его дней.
Как правильно подготовиться к Соборованию? Нужна ли перед ним Исповедь? Правильнее будет исповедаться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот?
Разницы нет. Мы исповедуемся перед Причастием, а не перед Соборованием. В идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. К сожалению, мы сегодня далеки от этой нормы.
Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели соборуется, Соборование для него само собой свяжется с Причастием.
А кто причащается раз в год, может присоединить Исповедь и Причастие к Соборованию.
Вполне естественно, что человек сначала исповедовался и причастился, потом соборовался (или наоборот). Некоторые верующие говорят: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно».
Это уже какое-то магическое отношение к Таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству: мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому вместо Исповеди пойду пособоруюсь.
Может ли не болящий человек собороваться?
Изначально это Таинство действительно установлено святыми апостолами для болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).
Но ещё до революции в России сложилась традиция соборования раз в году для всех: и больных, и здоровых.
Традиция эта подразумевает, что, даже если физически человек более-менее здоров, духовно мы все немощны.
Можно ли в Великий пост вкушать соевые продукты?
Поскольку соя является бобовым растением, то, разумеется, нет никаких оснований отказываться от вкушения в постные дни тех продуктов, где она присутствует. Однако вкусовые особенности сои позволяют использовать её для имитации продуктов животного происхождения, начиная от соевого майонеза и «молока» и заканчивая соевыми котлетами и «колбасами». Как известно, смысл поста состоит не в формальном исключении из рациона продуктов животного происхождения, а в отказе от чувственных удовольствий.
Поэтому можно сказать, что есть в пост гуляш из сои – значит недопонимать смысла поста или, что ещё хуже, пытаться, подобно древним фарисеям, обмануть себя и Бога.
Каждый год на Страстной неделе моя соседка приносит из храма домой зажжённую свечу. Для чего это делается?
Вечером в Великий Четверг в храмах совершается утреня, на которой читают двенадцать отрывков из четырёх Евангелий, посвящённых страданиям, смерти и погребению Иисуса Христа. Во время этой службы молящиеся зажигают свечи, а по окончании – уносят их с собой. Придя домой, от этой «страстной» свечи зажигают домашние лампады.
Это делается для того, чтобы, глядя на горящий фитилёк, помнить о Страстях Господних. «Четверговые» лампады горят круглосуточно до Пасхи.
Подготовил Валерий Шишкин
Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 3 (244), март 2019 г.