Как перестать завидовать?

Дата публикации или обновления 11.12.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Зависть сопровождает человека всю его историю. Святые отцы считают, что змей ополчился на Еву именно из зависти. Именно зависть к человеку как образу и подобию Божиему заставила диавола приложить усилия к его низвержению.

    Более того, и праматерь Еву он провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло».

    Далее, Каин завидует брату Авелю из-за того, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную.

    Зависть приводит к страшному и безумному поступку – убийству ближнего.

    Да, страсть зависти очень опасна. Можно ли противостоять ей? Оказывается, можно. Вот какие советы дают отцы Церкви.

    Полезная логическая цепочка


    Зависть – это, по сути, прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. При этом зависть напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: это навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

    Святитель Иоанн Златоуст рекомендует для борьбы с завистью несложную логическую цепочку. Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог.

    Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать его своим другом уже ради того, что через него прославляется Бог.

    А святитель Василий Великий говорит, что для борьбы с завистью нужно просто осознать, что завидовать вообще нечему.

    Богатство, слава, почёт и уважение – абсолютно земные вещи, которыми ещё надо научиться правильно пользоваться.

    Приобретение добродетелей


    Другой важный совет святителя Василия – это «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, в достижение добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанным с честолюбием. «Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твоё, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели».

    Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своём городе звездой, а другой так и играет на трёх аккордах.

    Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю. Сложнее, но плодотворнее следующее: во-первых, продумать риски (талантливые музыканты нередко имеют трагическую судьбу), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды. Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесёт на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в своё удовольствие.

    Сострадание и сочувствие


    Если человек встал на путь борьбы со страстью зависти, он может и должен, по словам святителя Феофана Затворника, преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было. «Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет.

    Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью она совсем уляжется», – утверждает святой. Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдут в привычку, места зависти не останется.

    Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным ровесницам, вдруг узнаёт, что у её благополучной замужней и богатой подруги муж – наркоман, и всё благополучие показное. Если процесс зависти запущен ещё не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге... и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слёз на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

    Умение радоваться чужому счастью


    Сходный совет по борьбе со страстью зависти даёт преподобный Максим Исповедник: по заповеди апостола Павла «радоваться с радующимися и плакати с плачущими»(Рим. 12: 15). При этом радоваться чужому счастью значительно сложнее. Но любовь искореняет зависть. Если же ты видишь, что в сердце нет любви, то следует, по совету прп. Амвросия Оптинского, делать дела любви, пусть сначала и без чувства любви. «Господь увидит твоё желание и старание, – говорил святой, – и вложит в сердце твоё любовь».

    Так, одинокая женщина в стеснённых жилищных условиях горько завидует счастливым родителям и долго переживает, что у неё нет ни своих детей, ни возможности усыновления. Потом она решается помогать другим усыновителям, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей. И вдруг неожиданно обстоятельства складываются в её пользу, и ей самой удаётся усыновить ребёнка.

    Здравый смысл


    Старец Паисий Святогорец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом: «Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть».

    Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоём гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато ноги будут здоровые.

    Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий, – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже нецерковный человек испытывает к ним уважение хотя бы на культурном уровне.

    Если Бог сказал: «Не желай ничего, что у ближнего твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад.

    Подготовила Таисия Подмарёва


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 13/229, декабрь 2017.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос