История праздника Пасхи

Дата публикации или обновления 10.05.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Наверное, многим известно, что праздник Пасхи существовал у иудеев задолго до пришествия в мир Иисуса Христа.

    Почему же главный праздник христианства – Воскресение Христово – имеет то же название, что и еврейский праздник?

    Значение слова «пасха»

    Пасха – слово еврейское (phesach), изменённое греками и в этом виде перешедшее в наш язык. В переводе с еврейского буквально означает «переход, перемена места». Так назывался праздник, учреждённый евреями в воспоминание их перехода из египетского плена в обещанную Богом землю Ханаанскую (в 1270 1230 гг. до н.э.).

    Словом Пасха именовался и сам агнец (ягнёнок), съедаемый на праздник с пресным хлебом и горькими травами.

    Иначе праздник назывался праздником опресноков. В течение семи дней, которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб, а не кислый.

    Важное значение этого праздника заключалось ещё в следующем: пасха была воспоминанием избрания Израиля как народа Божия. А хлебцы опресночные считались символом нравственной чистоты.

    Как евреи праздновали пасху?

    При захождении солнца заколали агнца, священники проливали его кровь у подножия алтаря (жертвенника). Потом, не сокрушая ни одной кости агнца, прикрепляли его к двум поперечным шестам в форме креста и жарили на огне. Эту жертву было положено есть «законно чистым» евреям.

    Тот, кто отказывался её вкушать, исключался из народа Божия.

    Какое значение вкладывалось в праздник?

    Каждый атрибут праздника имел своё значение. Так, хлебы без закваски напоминали скорость, с которой Израиль покидал Египет. Горькие травы – жестокие страдания во время рабства. Агнец был жертвою, очистительною и мирною.

    Тайная вечеря

    Господь Иисус Христос праздновал пасху, как и было положено, в воспоминание священного события истории. Накануне Своей Крестной смерти Он прибыл в Иерусалим на этот праздник.

    «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нас есть пасху» (Лк. 22: 7-8).

    Они приготовили. Когда настал вечер, Иисус Христос и Его двенадцать учеников ели на праздничной трапезе пасхального агнца.

    Это событие сейчас называется Тайной вечерей и воспоминается Православной Церковью в Великий Четверток.

    «И сказал им: очень желал Я есть с вами пасху прежде моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22: 15-16).

    Агнец пасхальный стал прообразом Иисуса Христа, Его Крестной жертвы.

    Апостол Павел пишет: «Пасха наша Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7). Как агнец пасхальный был непорочен, так и безгрешный Спаситель приносит Себя на Кресте в жертву за наши грехи.

    Накануне Своей смерти Он учредил истинную жертву мира и благодарения – Таинство Святой Евхаристии (евхаристия – греч. благодарение).

    «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 20).

    Воскресение Христово – Пасха Нового Завета

    За Крестными страданиями и смертью Иисуса Христа следует Воскресение – великое событие, стирающее границы жизни и смерти. В нём и заключается Новый Завет, дарованный Господом.

    Он говорит: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 20). Воскресение Господа Иисуса Христа даровало всем людям воскресение.

    Поэтому Пасха Новозаветная – переход от смерти к жизни, от земли к Небесам.

    Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообраз своей, христианской Пасхи, приняла от евреев и само название праздника.

    При этом греки изменили первую букву слова: вместо «фасха» они назвали праздник Воскресения Христова Пасхою. Это было очень близко по звучанию и имело сродство с глаголом «страдаю».

    Нужно заметить, что, как евреи понимали под пасхою не только праздник, но и самого агнца, так и наша Церковь Пасхою называет пострадавшего за нас и Воскресшего Иисуса Христа. И мы слышим в одной из пасхальных песен: «О, Пасха велия и священнейшая – Христе!»

    Подготовлено по Святому Евангелию и книге «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 4 (131) апрель 2010 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100