Где слова, там и ум
29 июня мы вспоминаем значимое событие 2002 года – торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника (10.01.1815 – 6.01.1894) в Вышенский монастырь, возвращённый Церкви.
Замечательно огромное духовное богатство, оставленноенам святителем Феофаном в виде письменных творений. Как важен правильный подход к духовной жизни в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются ветрами все возможных лжеучений...
Те, кто ищет истину, находят много полезного в трудах святителя.
Мы приводим некоторые мысли святителя Феофана о молитве.
Давайте задумаемся, что есть истинная молитва и когда она бывает угодна Господу.
Свт. Феофан пишет: «Молитва – это наша благоговейная беседа с живым Богом; непосредственное – лицом к лицу – общение нашего бессмертного духа со своим Творцом!
Не забудьте, – многократно повторяет святитель в письмах к ищущим совета, – что сила молитвы – дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно. Не слова нужны Господу, а сердце».
Формальность молитвы
«Ум устаёт говорить слова молитвы.
Молитесь тогда без слов, так, повергаясь пред Господом мысленно, в сердце... и Ему себя предавая...
Это и будет собственно молитва. Слово же есть только выражение её... и оно всегда слабее самой молитвы.
Можно все слова проговорить и все поклоны промахать, а о Боге совсем не вспомнить, или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума.
И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило (и народная мудрость гласит: «Всяк крестится, да не всяк молится»). Со страхом и трепетом надо совершать дело Божие – это и имейте в виду. Всячески старайтесь, чтобы, где слова, там и ум был, или, как говорит святой Иоанн Лествичник, заключить ум в слова молитвы.
Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца.
А молитва без чувств, по выражению Святых Отцов, есть тоже, что выкидыш мёртвый».
«Всякое возношение ума и сердца к Богу – есть уже молитва настоящая.
Если всё это делаете между делами, то и молитесь».
Суетность
«Об одном надо позаботиться, чтобы всё, относящееся к житейским делам, меньше предавало суетности. Полагаю, что возможно при всех хлопотах держать душу не суетящеюся.
Ибо и великие святые строились и хлопотали же? Афанасий Афонский и умер на строении. Стало быть, можно совмещать с внутреннею жизнию хлопоты строительные...
Суетность составляют не дела, а образ совершения их.
Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове».
«Многозаботливость грешна тем, что всё хочет сама устроить и добыть без Бога».
Искренность и простота
«Младенчество в молитве, как и вообще во всём строе душевном, есть самое лучшее настроение, и берегите его...
И просите Господа не допускать потерять вам это чувство. Дети подходят к отцу или матери и, ничего не говоря, только увиваются около них оттого, что им сладко быть приних. Так себя имейте, чтобы в простом сердце всегда увиваться около Господа...»
«Надо постараться приобрести навык – не считать окончания молитвословия концом молитвы.
Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иные восполнять или заменять Иисусовою молитвою. Как только откроете глаза после сна, тотчас к Господу устремляйте мысль и будьте с Ним... помните о последнем часе с судом вслед за ним».
Использована работа архиепископа Аверкия (Таушева)
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 6 (133) июнь 2010 г.