Евангельский смысл

басен Крылова

Дата публикации или обновления 08.06.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В одной не так уж толстой книжке

    Сошлись лягушки, рыбаки,

    Ослы, медведи и мартышки,

    Разбойники и мужики.

    Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука,

    Тут Тришка и Демьян с ухой, –

    Всё для того, чтобы наука,

    Как жить, не сделалась сухой.

    Чтоб в полусказочном обличье

    Живее басенка была,

    Чтобы евангельская притча

    Вернее на душу легла.

    Монах Лазарь (Афанасьев)


    13 февраля 2014 года исполняется 245 лет со дня рождения русского поэта, баснописца, писателя, переводчика И.А. Крылова.

    Иван Андреевич Крылов был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Статским Советником, Действительным членом Императорской Российской академии, ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности. Он написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.

    Популярность Крылова на родине превосходила все мыслимые пределы. По его басням учились грамоте представители высших сословий и дети из простых семей. Тиражи произведений Ивана Андреевича многократно превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.

    Крылов И.А родился в Москве в 1769 году.

    Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Она ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом», рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

    Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

    Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему непросто. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

    Басни Крылова знают все. Их слушали, когда ещё не умели читать. Их изучали в школе. Каждого человека они просто и ненавязчиво обучали основам морали.

    Незамысловатые, на первый взгляд, истории, живо и ярко написанные писателем, сочувственно воспринимаются всеми от мала до велика. Но не всеми понимаются до конца: за простыми словами кроется необычайно глубокое понимание мироустройства.

    Именно глубинной основе басен Крылова посвящён не так давно изданный «Международным Фондом единства православных народов» сборник статей о творчестве замечательного русского баснописца: «И.А.Крылов и православие».

    Писатели и священники, современники баснописца и наши современники стремились понять и объяснить феномен крыловских басен, которые не только не устарели, но и нашли новые подтверждения своей справедливости во множестве событий, произошедших за полтора века.

    Так архиепископ Иоанн СанФранцисский (Шаховской) в своей статье «Религиозное сознание в русской литературе. Крылов» пишет, что Крылов «подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить. Истину своего литературного служения он сам назвал «истиною вполоткрыта».

    Было бы неверно думать, что истина «вполоткрыта» есть полуистина. Нет, это полная истина, только «засвеченная малым огоньком», чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме душевных глаз человека, не выносящих яркого света. Один крыловский современник так оценил творчество Крылова: «ты, любезный тятенька, пишешь это для всех: для малого, для старого, для учёного и простого... Басни твои – это не басни, а Апостол». Простодушный читатель угадал нечто глубокое.

    С удивительной простотой и силой в басне «Василёк» раскрыта притча о Господе Боге и человеке, которого изза его слабости и незначительности окружающие унижают, считают недостойным благ мира. Но солнце Божие одинаково светит на всех людей, на все цветы творения, взращивая их и животворя:


    О вы, кому в удел судьбою дан

    Высокий сан!

    Вы с солнца моего пример себе берите!

    Смотрите:

    Куда лишь луч его достанет, там оно

    Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,

    И радость по себе и счастье оставляет...

    В басне «Лань и Дервиш» Крылов раскрывает

    существо истинной любви – бескорыстие:

    Младая Лань, своих лишась любезных чад,

    Ещё сосцы млеком имея отягченны,

    Нашла в лесу двух малых волченят

    И стала выполнять долг матери священный,

    Своим питая их млеком.

    В лесу живущий с ней одном,

    Дервиш, её поступком изумлённый:

    «О безрассудная! – сказал, – к кому любовь,

    Кому своё млеко ты расточаешь?

    Иль благодарности от их ты роду чаешь?

    Быть может, некогда (иль злости их не знаешь?)

    Они прольют твою же кровь».

    «Быть может, – Лань на это отвечала, –

    Но я о том не помышляла

    И не желаю помышлять:

    Мне чувство матери одно теперь лишь мило...»


    Так Крылов показал, что для существа доброго творить добро всем есть радость, а не творить добра – мучение; что смысл всей жизни в этой бескорыстной, переливающейся чрез край любви.

    Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним ещё одну его басню – «Безбожники».

    В ней рассказывается об одном народе, который «к стыду земных племён» до того «в сердцах ожесточился», что против самого неба вооружился. Но Хозяин земли и неба говорит: «Подождём».

    Если эти люди не угомонятся в своём воинственном неверии и будут упорствовать – то они, сами собою, «от дел своих казнятся».

    Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвящённом 50-летию литературной деятельности

    И.А. Крылова, сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович, и Александр Пушкин. Вероятно, неспроста Николай I как-то на Новый год подарил наследнику бюст баснописца.

    Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова.

    Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей, входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал.

    При этом просил прочитать вслух однудве басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню под заглавием «Ручей»:


    Как много ручейков текут так смирно, гладко

    И так журчат для сердца сладко,

    Лишь только оттого, что мало в них воды!


    А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: «Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себято не мог понимать. А как начало подталкивать деломто – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки». Это конь из басни «Обоз»:


    Как в людях многие имеют слабость ту же:

    Всё кажется в другом ошибкой нам;

    А примешься за дело сам,

    Так напроказишь вдвое хуже.


    В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: «И Крылов, светский писатель, сказал свою «Стрекозу» не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

    Глубокая христианская мысль заключена в басне «Сочинитель и Разбойник», где Сочинитель, который…


    …тонкий разливал в своих твореньях яд,

    Вселял безверие, укоренял разврат,

    Был, как Сирена, сладкогласен,

    И, как Сирена, был опасен, –


    получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…


    … славой он наполнил свет

    И ежели писал немножко вольно,

    То слишком уж за то наказан больно;

    Что он не думал быть Разбойника грешней.


    Однако если греховные дела Разбойника закончились с его смертью, то «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, но, разливаяся, век от веку лютеет». Вот почему ему вынесен более строгий приговор:


    Смотри на злые все дела

    И на несчастия, которых ты виною!

    Вон дети, стыд своих семей,–

    Отчаянье отцов и матерей:

    Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.


    Читая сочинения Крылова, невольно задумываешься над тем, что, возможно, именно христианский смысл его басен делает эти произведения бессмертными. Так будем же чаще прикасаться к этому «некрадомому богатству».


    Елена Добронравова

    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 2 (180), февраль 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос