Ему покорилось небо
16 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, полковника, доктора технических наук, профессора, писателя Марка Лазаревича Галлая (1914-1998 гг.).
У него была привычка: часа за два до начала испытаний приходить к самолёту и разговаривать с ним – как с живым. Ходил вокруг машины, гладил фюзеляж, крылья и что-то тихонько говорил. «Ты чего?» – спрашивали друзья. «Уговаривал не подвести в воздухе!» – улыбался он.
С 16 лет он работал токарем на заводе «Красный Октябрь», учился в Ленинградском институте инженеров гражданской авиации, потом перевёлся в Политехнический ВУЗ. Для этого он пришёл к известному гидродинамику профессору Лойцянскому: «Хочу к вам». – «Пожалуйста. Только... Дайтека вашу зачётку. Молодой человек, чтобы поступить без потери курса, вам надо досдать семнадцать экзаменов. Сможете это сделать за полтора месяца – милости прошу. Нет – извините».
И студент Галлай сдал за полтора месяца семнадцать экзаменов!
Он занимался парашютным и планерным спортом в Ленинградском аэроклубе. Закончил самолётное отделение аэроклуба, работал инструктором парашютного спорта.
С 23 лет работал инженером в ЦАГИ. Без отрыва от работы окончил лётную школу, стал лётчиком-испытателем ЦАГИ, а впоследствии – одним изпервых лётчиков-испытателей ЛИИ.
Во время Великой Отечественной войны Галлай совершил много боевых вылетов. При этом обучал лётчиков дальней авиации работе с новыми двигателями. Специального времени на обучение не было, поэтому было принято решение учить «в процессе». В 1943-м его самолёт сбили над оккупированной территорией, и экипаж был вынужден прыгать с парашютом.
Вместе со штурманом Гордеевым Галлай пробирался через леса, нашёл партизан и через 12 дней на самолёте был вывезен за линию фронта. Когда Галлай прыгал с парашютом, на нём уже горели унты. Они успели загореться, потому что экипаж не стал сразу покидать машину и тянул до последнего: внизу был город, и лётчики, не желая, чтобы самолёт рухнул на деревянные дома, уводили машину в сторону.
Шёл дождь, было ветрено, парашютистов разнесло в разные стороны. Галлай повис, зацепившись куполом за деревья, при этом его с размаху ударило о торчащую ветку.
Весь дальнейший переход по лесам он проделал с болями в спине. Потом выяснилось – травма позвоночника.
«Дома» врачи запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но Галлай ещё два десятка лет продолжал летать – как? – в корсете!
Он провёл испытания многих самолётов, истребителей, бомбардировщиков. За время лётной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров, работал инженером-методистом Отряда космонавтов.
Именно Галлай готовил к полёту в космос первых космонавтов – «гагаринскую шестёрку». В этом смысле он оправдал своё собственное меткое выражение: «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может».
Будучи доктором технических наук, профессором, Галлай вёл большую научную работу, им было опубликовано около 30 научных трудов. Преподавал в Московском авиационном институте, в Академии гражданской авиации; был членом Союза писателей (Галлай – автор книг «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе», «С человеком на борту» и др.).
О нём нужно знать и читать, потому что это жизнь сильного, достойного и талантливого человека.
Надежда Бычкова
Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 5 (183), апрель 2014 г.