Духовная связь

Дата публикации или обновления 12.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В преддверии великой даты нашей Церкви, 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца, радуемся дивной возможности коснуться волшебного времени истории Руси – времени расцвета Православия.

    Поэтому наше внимание сегодня обращено к истокам Святой Руси – земле Радонежской, которая щедро одарила и наше Истринское Подмосковье бисером своих благодатных даров.

    Итак, Покровская церковь в Огникове и земля Радонежская - что связывает приход Похровского храма в Огниково с этими святыми местами? Обратимся к истории создания храма. Вот о чем узнаём из трудов В. и Г. Холмогоровых, посвященных историческим материалам о церквах и сёлах Дмитровского уезда Зарадомского стана.

    Село Огниково известно в XVI столетии (1566г.) под названием «Вогнениково, Вогниково тож», находившееся в Дмитровском уезде Зарадомского стана, в вотчине Троице-Сергиева монастыря. В этом селе исстари существовала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Сергия Чудотворца, уничтоженная вместе с селом в начале XVII столетия. В писцовых книгах Дмитровского уезда 1627 – 1628 гг. значится: вотчина Троице-Сергиева монастыря пустошь, что было село Вогнениково, Вогниково тож, а на ней место церковное, что было храм Покрова Пресвятой Богородицы, да с приделом Сергия Чудотворца.

    В 1651 году архимандрит Троице-Сергиева монастыря Адриан и келарь Симон променяли монастырскую вотчину пустошь, что было село Вогнениково думному дьяку Захарию, прозвище Богдан, Силину на его пустоши Московского уезда, Сурожского стана – Горки малые, Горки большие, Шилову и Волкову. Владелец пустоши Вогнениково Захарий Силин поселил на ней крестьян, около 1671 г. Построил церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Сергия Чудотворца, и деревню Вогнениково назвал селом Покровским-Огниково.

    О новопостроенной в селе Огникове Покровской церкви имеется первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1672 – 1673 гг. под Загородною десятиною: «в нынешнем 1672 году, октября 29 день, по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова обложена на Москве вновь новопостроенная церковь по сказке той же церкви попа данью с приходских и поповских дворов: церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине дьяка Богдана Силина, в селе Огникове.».

    Эта деревянная церковь и простояла в Огникове до начала XIX века. В 1809 году владелица усадьбы помещица княжна Мария Ивановна Лобанова-Ростовская завершает строительство на церковном месте уже нового каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы взамен обветшавшего деревянного. Около 1830 г. к храму пристроен южный придел в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресения Словущего.

    Таким образом, здание церкви теперь уже перестает иметь придел в честь преподобного Сергия. При этом сам преподобный Сергий не покинул своими молитвами нашего прихода, не иссякли благотворные струи благодати, излучаемые молитвенниками Троице-Сергиевой обители. Считать так мы имеем основания, взглянув более внимательно на историю прихода.Великим хранителем русского самосознания является наша земля. На ней запечатлены в веках дела предков, дела духовные Церкви Православной. Земля является еще и проводником и хранителем традиций Православия вместе со Священным Писанием, Преданием святых отцов, церковными канонами.

    В исторических описаниях село Вогнениково значится как пустошь и вотчина Троице-Сергиева монастыря. Чем являлась сама по себе вотчина для Лавры? Историки, рассматривавшие жизнь государства лишь как проявление хозяйственно-политической деятельности, искусственно сужают панораму исследований без учета духовно-нравственного влияния монастыря на земли, ему принадлежащие. Поэтому факт формирования земельных владений Лавры в качестве вотчин принимается многими в качестве основания для сомнений в приверженности монастыря принципу «нестяжания». Известно, что первые привелегии были получены монастырем от Димитрия Ивановича Донского.

    Преемник преподобного Сергия игумен Никон продолжил распространение владений Лавры. Противники монастырского землевладения, как и большинство врагов Церкви, никогда не принимали в расчет духовных аргументов в приобретении вотчин. А эти аргументы настолько сильны, что подчиняют своею пользою любые мнения о вреде для народа монастырских землевладений. Троице-Сергиева обитель и Московское княжество сыграли огромную роль в становлении единой Руси. Лавра проявила себя собирателем, а не стяжаталем. В горестные дни разорения от монгольских набегов, княжеских междоусобиц, польско-литовской интервенции монастырь давал и поддержку, и военную защиту русской земле на севере от Москвы. Троицкие монахи сумели найти гармонию между нестяжательством и беспринципным стяжанием, сохранить верность духовным заветам преподобного Сергия.

    Поэтому мы и рассматриваем принадлежность пустоши в Огникове как духовную принадлежность Лавре, а не как вассальную зависимость окраины от феодального центра. Даже сам факт строительства второго деревянного храма в Огникове в 1671 году на опустевшей после «смутного» времени земле говорит о силе той «закваски», которую дал земле нашей преподобный Сергий.

    Думный дьяк Захарий Силин – яркий преемник, продолжатель и хранитель того духа Лавры, который распространился на её вотчины. Даже сам термин «вотчина» имеет происхождение от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. И это отцовство самым положительным образом влияло на жизнь вотчины. По нынешним временам думный дьяк – это лицо, принадлежащее к высшим властным сферам. Захарию Силину приходилось быть служителем серебряного и золотого приказа. Приказы на Руси – это органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Будучи высокопоставленным чиновником, Силин имел Христа в сердце, и это имение выразилось в оживлении пустоши Огникова, когда это место совсем обезлюдило. В VII – XVII веках пустошью называли место, где раньше находился населенный пункт (село, деревня), но по каким-либо причинам остался без жителей. Энергия православного патриота позволили Силину возвести новую Покровскую церковь с приделом прп. Сергия.

    Заметим, что «коштом и усердием» думного дьяка Захария Силина строился и величественный Успенский собор в Иосифо-Волоцком монастыре. Наследниками вот какого времени являемся мы сегодня.

    С горечью вспоминаем уже наше время гонений на Церковь, но и с радостью видим, что и в восстановлении поруганной безверием Покровской церкви в Огникове преподобный Сергий является тем же печальником и молитвенником за нас, как и за всю Русь. С самых первых дней наших трудов по возрождению храма молитвенное обращение к преподобному укрепляло и вдохновляло нас, демонстрируя видимые плоды. Храня историческую память принадлежности Огниково к Троицкой обители, участники воссоздания храма и приходской жизни неустанно обращаются к Сергию. Хотя в каменном Покровском храме и нет теперь придела во имя преподобного Сергия, тем не менее, храм украшен его иконными образами. Главный иконостас в южной части местного ряда имеет святое изображение прп. Сергия. При входе в храм, в его трапезной, нас встречает образ преподобного, благословляющего всех приходящих. На приходе сложилась добрая традиция совершать литургию в день преставления игумена земли Русской – 25 сентября (8 октября но новому стилю).


    Протоиерей Георгий Круглов

    Газета «Духовная нива», выпуск № 1 (72), январь 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос