Древнейшая история Павловской Слободы
Берега Истры в районе Павловской Слободы насыщены памятниками археологии. Все они относятся к XI-XIII векам нашей эры, т. е. ко времени славянской колонизации края.
Славяне появились здесь в IX веке и постепенно слились с местным угро-финским населением. Это была мирная колонизация - нет ни одного археологического памятника этого времени, в котором были бы видны следы военных действий.
Подмосковье было границей расселения двух больших групп славянских племен - вятичей и кривичей.
Работавший в районе Слободы археолог К. Виноградов писал: «для курганных кладбищ славяне XI-XII веков выбирали обычно высокие точки правого и левого берега, откуда открывался красивый, широкий и далекий горизонт. В этом хочется подметить один штрих психологии славянина по отношению к умершим: заботливое отношение к ним; он хочет как бы окружить красотой природы своих умерших родственников.
Везде глаз ваш отмечает особенности ландшафта: высокий, часто крутой берег реки, около которого медленно текут прозрачные воды, с любующимся в них голубым небом; на берегу растет смешанный лес, неоднократно сводившийся человеком, недалеко поля, подползающие к лесу... На все это задумчиво, кажется, смотрят столетние памятники - курганы, заботливо поставленные около тысячи лет назад славянами — колонизаторами. Сами курганы обычно поросли лесом».
К поэтическому описанию нужно добавить более прозаическое, но необходимое замечание. Курганы располагались в небольшом расстоянии от жилья. А древние славяне селиться предпочитали именно на высоких берегах рек.
Если посмотреть на карту археологических памятников Подмосковья, то обнаружится, что Павловская Слобода окружена курганами и селищами древних славян. Именно через наше село проходила граница расселения двух племен.
Летом 1924 года самый большой курганный могильник у Павловской Слободы раскапывал археолог Ново-Иерусалимского музея К. Виноградов. В раскопках ему с энтузиазмом помогали местные жители. Экспедиции удалось много сделать. Были раскопаны семь курганов с тремя женскими и шестью мужскими захоронениями.
Курганы с мужскими захоронениями обычно бедны вещами. Кроме горшков с пищей, которые ставились в ногах умерших, практически ничего найдено не было.
Курганы же с женскими захоронениями богаты украшениями, и именно они дают материал для датировки и определения этнической принадлежности памятника.
Курганы имеют практически одинаковую форму - полушара. Окружены они ровиками. Почти всегда при раскопках встречается слой углей, видимо, славяне очищали место для могилы и устраивали костры для поминальной трапезы.
Умерших клали головой на запад, иногда просто на землю или выкапывали неглубокую могилу.
В одном из курганов была захоронена относительно богатая женщина. Славянка была похоронена в полном наборе украшений. Все находки определенно указывают на кривичей.
Эта группа славянских племен жила на Верхней Волге. Более подробные исследования этого захоронения указывают на XII век. В это время усиливалось Владимиро-Суздальское княжество, и закладывались небольшие города на его границах, в том числе и Москва.
Название деревни Веледниково тоже связано с кривичами. Слово «велия» в древнерусском языке означает «большая, великая». Славянское по происхождению и название деревни Борзые, происходящее от слова «борзый» — быстрый, стремительный. Невдалеке от Борзых еще в XVII веке стояла деревня Черная Быстрь.
Корень «стр» звучит и в названии реки Истры, и в словах «стремнина, струя». Как видно из этого - все названия происходят от быстро текущей реки.
К северу от села на обоих берегах Истры обнаружены два селища XI-XII веков и большая группа курганов. Весь южный берег Москвы-реки был заселен вятичами. Только в некоторых местах они переходили через эту границу.
Одним из таких уникальных мест стали берега Истры у Павловской Слободы.
Земли будущего Московского края весьма условно подчинялись киевскому князю. Дань платили, но в остальном край развивался самостоятельно.
Земледелие в основном было подсечным. Расчистить участок под пашню было делом крайне трудоемким.
Поэтому делались глубокие “подсечки” на деревьях, затем погибший и высохший лес выжигался. Нередко вычищенный таким образом участок назывался Новины, Новинки.
По книге М. Крючковой, Л. Невзоровой и М. Соколовой “Павловская Слобода. 500 лет в истории России ”. М., “Лана”, 2004
Благовещенский листок № 1 (14). Январь 2009 год