День славянской письменности и культуры

Дата публикации или обновления 13.07.2015
  • К оглавлению: Газета «Звенигородский колокол»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Это праздник начала государственности цивилизованной России, праздник нашей благодарной памяти, напоминающий нам о назначении жизни человека. Славянские народы и, прежде всего, Россия смогли достичь своих потрясающих успехов во всех областях приложения ума человеческого благодаря Евангелию, благодаря православной традиции, благодаря работе человека над собой, над созиданием своего внутреннего мира. В этот день мы с благодарностью склоняем свои головы перед подвигом наших предков, которые создали для нас этот прекрасный мир...».

    Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий


    Оценить появление письменности практически невозможно. Это величайший вклад в культуру любого народа.

    Только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.

    История введения славянской письменности полна драматизма, как, впрочем, и утверждение всех других благих начинаний. Обычно историю, как говорят, творят люди сугубо недостойные, а в нашем редком случае — удивительные и чудесные в своей устремленности к подлинным человеческим ценностям.

    Те два человека, о которых пойдет речь, никогда в своих жизненных коллизиях и странствиях не попадали в земли Древней Руси; жили они за сто с лишним лет до того, когда здесь официально крестились и приняли их письмена. Казалось бы, Кирилл и Мефодий принадлежат к истории других народов.

    Но именно они, родившиеся в двуязычном городе, в древней Солуни, в которой кроме греческого языка звучал славянский говор, родные братья, один из которых служил в воинском звании, другой принял сан иерея и проходил служение при соборе Святой Софии в Константинополе, кардинально перевернули бытие славянского народа. Они передали ему азбуку, которая стала кровью и плотью его культуры, которая жива и по сей день.

    История празднования памяти святых братьев восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия датируются XII веком.

    Празднование памяти святых братьев имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей.

    В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 11 мая (по юлианскому календарю) «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою», так как: «ими бо начася на сроднем нам языце словестем литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущий в жизнь вечную дадеся нам».

    В 1901 году Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и Литургию с последующим молебном святым Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.

    Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии. В России и Болгарии праздник отмечается 24 мая и носит имя Дня славянской культуры и письменности. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали Самара, Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж и другие. С 2010 года столицей Дней славянской письменности и культуры стала Москва. Такое решение принял оргкомитет этого фестиваля на совещании в Саратове.

    В память святых братьев ежегодно в Москве происходит международная научно-практическая конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения», призванная объединить отечественных и зарубежных специалистов-гуманитариев, изучающих лингвистические, литературоведческие, исторические и философские основы славянской культуры. Главным учредителем и организатором чтений является Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина.

    «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...» (Мф. 28:19). Руководствуясь именно этими словами Спасителя, святые братья берут на себя подвиг по созданию азбуки и переводу на славянский язык Евангелия и богослужебных текстов. И именно за этот подвиг, достойный апостолов и первых веков христианства, Церковь в своих молениях называет их равноапостольными. В иерархии святых равноапостольные стоят после апостолов. Наряду с мучениками это святые, которые прославились не только проповедью евангельского учения, но и следованием этому учению в течение всей своей жизни. Жизнь и подвиг святых братьев, ставших у истока распространения веры христианской славянскому народу, безбоязненно защищавших Истину, должна служить примером и нам, потомкам, которые призваны своей жизнью, делами и личным примером нести Свет Христов и то «благое иго», которое на нас возлагает Святое Евангелие.


    Чтец Михаил Курдов

    Газета «Звенигородский колокол», № 58, май 2014 г.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100