25 ноября – День матери

Дата публикации или обновления 12.02.2019
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Как духовно расти в семье?

    – Как духовно расти в семье, когда одолевают многочисленные заботы и дела, много суеты?

    – Вы не сможете духовно не расти в семье! Жить в семье и не расти духовно невозможно. Потому что семья будет от вас требовать терпения. Семья будет трепать ваши нервы и пить кровь, семья будет воспитывать у вас целый ряд прекрасных качеств, таких, например, как мужество перед житейскими невзгодами.

    Поэтому семейный человек – это закалённый, всеми ветрами обдутый человек. В семье реально спасаются. Одни переживания за детей чего только стоят! Чего стоит только одно всенощное бдение, которое совершает женщина над плачущим неспящим ребёнком! Что значит дитя выносить, выкормить, в школу собрать, переживать, когда стал подростком, чтобы не влип в то, во что влипают часто в этом возрасте! Что значит иметь не одного ребёнка, а двух, трёх, четырёх или пятерых! Что значит мужу с женой преодолеть все сложности личных взаимоотношений, чтобы у неё рога отсохли, у него рога обломались!

    Все же рогатые, все гордые, все думают, что они в центре мира, что мир вертится вокруг него – каждый в этом свято уверен. «Мир вертится вокруг меня, а не тебя, понимаешь?» – «Нет, меня, а не тебя, это ты не понимаешь».

    Чтобы при такой жизненной позиции жить рядом друг с другом, надо смиряться. Годам к 50 рога обломаны, болезни нажиты, дети подросли, человек уже приобретает мудрость.

    Кстати говоря, и у святителя Василия Великого, и у святителя Иоанна Златоуста, и у святителя Григория Богослова – святые матери. У Василия – Эмилия, у Григория – Нонна, у Иоанна – Анфуса. Можно так и поминать их вместе с мамой: «Молитвами Василия Великого и мамы его, молитвами Григория Богослова и мамы его, молитвами Иоанна Златоуста и мамы его помилуй мя, Господи».

    У святого мученика Пантелеимона – мама святая, Иула.

    У блаженного Августина – мама святая, Моника.

    Причём мужья у этих святых жен отнюдь не святые были. Подруги святой Моники даже удивлялись, почему она ходит без синяков и шишек: у неё муж был очень нервный, во гневе страшный, а у них мужья покладистей, но они вечно с синяками. А она говорила им: «Да я молчу, я не спорю с ним никогда. Он мне слово – я ему: прости меня!»

    И так она всю жизнь без тумаков ходила при таком свирепом муже. А остальные при кротких мужьях получали тумаки. Вот школа семейной жизни.

    У Григория Богослова отец был еретиком какое-то время, и его супруга, мама святителя Григория, вымолила и вернула мужа в Кафолическую Церковь. И родила Григория и других детей. Разве что-то мешало этим женщинам, не имевшим святых и великих мужчин, рождать для Церкви таких великих людей и быть для них примером и назиданием?

    Святой Григорий Богослов вообще говорил, что он все добродетели, которые имел, взял у матери. Он говорит: «Я, будучи стариком, дожив до старости, вспоминаю своё детство и считаю, что виною всех моих удачных вещей, всего, что хорошего есть у меня, всему причиной моя мать».

    Вот так.

    Умалять возможную святость среди семейной суеты неразумно. Нельзя думать, что святость возможна только при аскетическом устремлении души, только в монашестве. Монашество – это тайна: тайна будущего века. А брак – это естество, но естество, подчиняющееся Богу, и оно тоже способно на очень большие вещи.

    – С какого возраста стоит приучать детей к духовной жизни?

    – Я думаю, с зачатия. У Василия Розанова есть обмолвка по поводу известной мысли о том, что на гениях природа отдыхает. Мы знаем, что часто у гениальных людей потомство анемичное, чахлое, как будто, действительно, природа отдохнула. Так вот, Розанов говорит очень интересную вещь: если гений горд, то даже в такую священную секунду, как зачатие ребёнка, он может думать только о себе. Он словно бы вполсилы зачинает ребёнка, душа его не вся в этом участвует, он занят собой и в эту секунду.

    Зачиная, уже нужно начинать воспитывать. Имеет значение, молятся супруги о детях или не молятся, какую жизнь женщина ведёт во время беременности. Ведь малыш, которого она носит, питается всем, чем питается она. И если она причащается, то причащается и он.

    Далее. Современная наука говорит, что ребёнок слышит, словно бы как сквозь вату, звуки внешнего мира. Можно разговаривать с малышом, можно молиться с ним.

    Следующий период: ребёнок в колыбельке лежит, а мать над ним поёт: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою…» Это же тоже воспитание. С малышом, конечно, нужно разговаривать, брать его в храм…

    И быть готовым, что годам к 12-14 он взбрыкнёт и вдруг не захочет ходить в Церковь, сколько бы вы его в храм ни водили, сколько бы ни воцерковляли, ни обкаживали ладаном… Всё равно лет в 12-14, когда у мальчишки начнёт голос ломаться и усики расти, а девочка станет подолгу простаивать перед зеркалом, такое может случиться… К этому отходу от Церкви тоже нужно готовиться и не устраивать в связи с ним каких-то жутких переполохов.

    Потом, когда ваше чадо повзрослеет, оно в Церковь вернётся. Редко те, кто вырос в Церкви, так в ней всё время безотлучно и пребывают. Обычно бывает опыт отторжения. По нескольким причинам: либо по своей гордости и глупости, либо по каким-то житейским причинам, либо по причине неправильного поведения духовника…

    Но наша церковность никуда не девается. Та вера, которая однажды вошла в человека, никуда не денется, она будет лежать на дне неприкосновенным запасом. Потом она проявит себя.

    Как воспитывать, что делать? Нужно приучать ребёнка к базовым вещам попутно с верой. Например, к трудолюбию. Если ребёнок прекрасно знает катехизис, но разбрасывает свои вещи по комнате и ни разу не помыл за собой тарелку, сам свою постель не застилает… знаете, я скептически отношусь к такому Православию.

    Это умное Православие, при котором человек – неряха, лентяй или жадина, дармоед, тунеядец. И мне очень печально думать о том, что такое есть. Человек должен быть трудолюбив, он должен себя сам обслуживать, ответственно относиться к жизни, помогать кому-то.

    Ребёнка нужно, конечно, воспитывать в уважении к старшим, в заботе о других. Например, вы собираете ребёнка в школу, даёте ему яблоко – и сразу разрезаете его пополам, говоря: «На перемене будешь кушать – половину дай товарищу». Или даёте два бутерброда: «Вот тебе два бутерброда: один тебе, а другой твоему товарищу, с которым сидишь за партой».

    Чтобы ребёнок привыкал делиться, не хомячил по углам своё.

    Научить доброте – вот это и есть православное воспитание. И правдивости: допустим, если ты нашкодил, – признайся. Любишь музыку и слушаешь её громко? А ты подумай о том, что, может быть, кто-то из соседей уже спит, устал или болен, сделай тише.

    Разве такое поведение – это не Православие? Это как раз Православие. Этих жизненных принципов нам очень сейчас не хватает. А они в воспитании человека играют важную роль.

    На вопросы отвечал протоиерей Андрей Ткачёв

    Подготовила Таисия Подмарёва


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 11/240, ноябрь 2018 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100