Чудо исцеления

Дата публикации или обновления 30.12.2017
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • История Романа Федоровича Боборыкина

    В юбилейный год преподобного Сергия Радонежского заметно вырос интерес к личности этого святого, в стране проводятся различные мероприятия, конференции. И тем приятнее находить сведения, свидетельствующие о том, что этот великий чудотворец прямо или косвенно связан с нашей Истринской землей.

    В довольно редких публикациях были обнаружены материалы о том, что, возможно, Сергий Радонежский бывал в наших краях. И вот еще одно свидетельство – чудо, зафиксированное в житии святого, записанное преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. В нем есть запись (под номером 60) об исцелении нашего знаменитого земляка, свершившемся по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, которая звучит так:

    В 7161 (1653) году, 27 апреля, Роман Федорович Боборыкин поведал нам следующее. «Пару лет назад, – сказал он, – в 159 [1651] году, я был тяжело болен, не мог ни двинуться, ни повернуться, так что и друзья, и приятели, и домашние мои – все считали, что я при смерти. Я уже и сам потерял надежду выжить, и тогда, возложив все упование на десницу Всемогущего, решил просить милости – исцеления – у преподобного Саввы Сторожевского, чудотворца, и повелел везти себя в его обитель, в Звенигород.

    Там я слушал всенощную, лежа на одре своем (стоять и сидеть я не мог), и дал вклад по своей силе – 50 рублей.

    И вот один инок, по имени Тихон Пестриков, сказал мне: «Не скорби, – говорит, – но уповай на Бога и на преподобного Савву; у преподобного Саввы, чудотворца, есть обычай: за кого он станет молиться Спасу, тому сам явится». После молебна я повелел везти себя в свою вотчину, в село Воскресенское, что рядом с монастырем, и оставался там, еще одержимый болезнью.

    Несколько дней спустя, как обычно, стоял на моем дворе человек мой, по имени Фаддей Флоров, ночной сторож, и, стоя на крыльце, он увидел, что мимо него вверх по лестнице идут два человека; ноги их ступали не как в сапогах, но как в сандалиях, не имеющих железных скоб. Сторож, затрепетав, стал спрашивать: «Кто идет?» – и так трижды. Они же сказали ему:

    «Молчи! Мы, Сергий Радонежский и Савва Сторожевский, идем подать исцеление от болезни господину твоему».

    Он замолчал, удивляясь происходящему, и больше их не видел.

    Утром человек тот рассказал о случившемся всем моим домочадцам, а я, услышав от них об этом, не поверил, решив, что он лжет

    Спустя три дня я спал во внутренней комнате со своей женой и от немощи находился в некотором забытьи и думал, что вижу сон. Я слышал, как вошли в переднюю комнату, а потом прошли и во внутреннюю два инока с боголепными лицами, в священнических одеждах; я слышал шаги их – такие, как описывал человек мой, Фаддей Флоров. Подойдя, они остановились у моей постели; я поднял на них глаза и узнал по облику преподобного Сергия и преподобного Савву. Великий страх напал на меня, и от страха я не мог ни смотреть на их боголепные лица, ни сказать чего-либо, только взирал на священные их ризы и тайно, про себя, повторял молитву Иисусову».

    Преподобные сказали ему: «Не бойся! Мы Сергий Радонежский и Савва Сторожевский».

    И почудилось боярину, что Сергий чудотворец обратился к нему:

    «Пойди, – сказал он, – еще раз в монастырь, в обитель к преподобному Савве, и дай вклад, еще полсотни рублей, а о болезни своей не скорби: ты исцелишься по молитвам преподобного Саввы». «Я, – рассказывал Роман Федорович, – стал помышлять в сердце своем: даже и полтораста рублей дам».

    Но тот возразил: «Нет, исполни то, что я тебе сказал». И преподобные вышли из комнаты.

    - Я же, – продолжал боярин, – проснувшись, очнулся от видения и разбудил жену, и жена моя видела, как они выходили из комнаты, в священнических одеждах. После их ухода жар отступил от моего тела и болезнь облегчилась, я встал с постели моей и ходил.

    Потом я отправился в обитель к чудотворцу Савве и отвез вклад по явлению чудес их, воздавая благодарение преподобному Савве. А потом молился по многим святым местам Новгородской земли и у Пречистой Богородицы в Печерах, добрался и до обители преподобного Сергия, воздавая благодарение, потому что получил неожиданное исцеление после их посещения. Близкие мои и знакомые и теперь удивляются, глядя на те места, которые у меня болели: как это спас меня Бог от такой смертоносной болезни, по молитвам преподобных и великих отцов Сергия и Саввы».

    Это чудо исцеления особенно интересно нам, истринцам, т.к. оно связано с Романом Федоровичем Боборыкиным, который продал свою вотчину - село Воскресенское и пустошь Котельниково (будущий город Воскресенск, а затем Истра) с прилегающими деревнями - патриарху Никону.

    В том, что в житии упоминается наш земляк – нет сомнений, т.к. в примечании к описанию чуда поясняется: «Роман Федорович Боборыкин (умер в феврале 1682), стольник, затем окольничий, известен своей тяжбой с патриархом Никоном в 60-х гг. XVII в. Село Воскресенское, о котором упоминает Азарьин, было куплено у Боборыкина патриархом Никоном в 1656 г., там в 1657 г. был создан Воскресенский монастырь». Таким образом, великие чудотворцы помогли исцелиться человеку, который продал свои земли под устроение будущего Ново-Иерусалимского монастыря.

    Есть, правда, некоторая нестыковка (загадка?) в приводимом описании чуда: «После молебна я повелел везти себя в свою вотчину, в село Воскресенское, что рядом с монастырем...» Дело в том, что тут упоминается какой-то монастырь, но какой? Разумно предположить, что это Ново-Иерусалимский, который был расположен в 1 версте от с. Воскресенского (то, что речь тут про наше село на реке Истра – нет сомнений, об этом прямо свидетельствует Азарьин, ссылаясь на покупку его патриархом).

    Но согласно известным историческим фактам Боборыкин продал свою вотчину Никону в 1656 году, а Воскресенский монастырь был основан годом позже. Тогда как в описании чуда речь идет про 1651 и 1653 года, когда еще монастыря не было.

    Можно предположить, что это была небольшая ошибка, допущенная позже при занесении в житие Сергия Радонежского записи об очередном чуде, когда Воскресенский монастырь уже существовал, и его просто упомянули «по привычке», не обратив внимания на нестыковку дат.


    Газета «Духовная нива», выпуск № 4 (75), июль 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос