Благословение в красках

Дата публикации или обновления 14.01.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Благословение в красках.
    Об иконе Рождества Христова.

    Русская Православная Церковь с начала своего бытия восприняла духовное богатство, накопленное в течение первого тысячелетия христианства, и глубоко, во всей полноте, освоила глубочайший духовный опыт Византии, который был исследован, принят и самостоятельно осмыслен соборным церковным сознанием.

    Это касалось всех сторон церковной жизни, в том числе и церковного искусства, особенно иконописания, которое за тысячу лет христианства на Руси достигло высокого развития. «Богословие в красках» дано нам в назидание и утешение, Икона, как и богослужение, служит духовному единству Церкви, открывает людям возможность созерцания Горнего мира, открывает миру земному предвечную реальность, ибо, по слову святителя Василия Великого, «честь, воздаваемая изображению, переходит па Первообраз». Изображения Спасителя, Божией Матери, святых, новозаветных и ветхозаветных событий имели важнейшее значение в церковной жизни Руси. Это было зримое исповедание православной веры, научение верующих людей христианскому образу жизни и поступкам. Иконографическое постоянство изображений давало прочное знание всего круга православных праздников, тем более двунадесятых - отражающих основные евангельские события. Самые разнообразные иконы Рождества Христова дошли до нашего времени, они, как древние, так и новые, подробно иллюстрируют евангельские события и свидетельствуют о тайне явления Сына Божия на земле. Среди них и создания великих мастеров, и благоговейные труды простецов-иконописцев, с любовью, по-детски славящих в вышних Бога. Православная икона Рождества Христова дает нам духовное видение величайшего события в истории человечества.

    Большинство икон Рождества Христова написаны по единому иконописному канону. На каждой из них лежит печать своего времени, но общие канонические и иконографические черты делают узнаваемой любую православную икону Рождества Христова. В. центре иконы изображается Богомладенец, спеленутый и лежащий в яслях, и Пресвятая Богородица. На заднем плане - вход в пещеру, из которой выглядывают конь и вол. Вверху иконы сияет Вифлеемская звезда, а по сторонам ее - Ангелы. Они стоят па вершинах гор, которые в иконе не только часть пейзажа - это образ духовного вознесения над суетой мира. Горы занимают почти вес пространство. Вокруг пещеры изображены собы тия, приобщающие человека к Тайне Вожия Воплощения. Один из Ангелов возвещает пастухам о Рождестве Спасителя в Вифлеемской пещере; другой - указывает волхвам на лучезарную звезду. Она ведет волхвов к месту Рождества Младенца Христа.

    Волхвы изображаются либо едущими Верхом горной дорогой, либо приносящими свои дары. В левом углу иконы - одетый в козлиную шкуру скаредного вида старец - «сомнение» беседует с праведным Иосифом. Внизу, справа под горой, - «баба Соломия», сродница Иосифа, с Христом Младенцем на руках. Священное Предание соединило всех участников евангельского события узами иконописного канона. Канон поддерживает икону как особую систему, сочетающую в себе сходство и несходство. Сходство - необходимое условие для узнаваемости, а несходство - для подчеркивания таинственности, иносказательности образа. Отсутствие прямой перспективы свидетельствует об «ином» пространстве. Лаконичный язык иконописи устраняет второстепенные детали, все временное и мимотекущее. Пейзаж присутствует только условно и схематически. Каждая деталь исполнена символического содержания.

    Бог Сын рожден от Бога Отца до сотворения мира. Сам мир получил свое бытие через Сына. Теперь же Сын рождается от земной Матери. Он становится человеком, не переставая быть Богом. Рождество Сына Божия произошло во время переписи населения, которую проводил император Август в Римской империи (она включала тогда и Иудею). Еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась в городе, где некогда жил глава рода. Дева Мария вместе со старцем Иосифом пришла в Вифлеем — город царя Давида, их предка.

    Им не нашлось места в городе, и они поместились в одной из пещер или гротов, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос («Христос» значит «Мессия», «Помазанник». «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7). Почему Матерь Спасителя Сама спеленала Младенца? Ведь роды всегда болезненны, отнимают у матери все ее силы, требуют помощи посторонних людей. Но рождение Господа было безболезненным. Вы помните, что муками рождения и были наказаны люди по причине греха. А человеческое естество Христа не имело греховного повреждения. Более того, как до Рождения, так в самом Рождении и после него Матерь Господа осталась Девой. Это было Рождение от Духа Святого.

    Так на земле явился Богочеловек — в одном лице Бог и человек. Славу Божества Он принес в мир человеческих страданий. Изображение «бабы Соломин», которой при рождении Спасителя не было - символ царского достоинства Иисуса Христа. «Баба» - значит та, которая оказывала помощь при родах. Соломия, сродница Иосифа, такую помощь оказывала при царском дворе.

    Рядом с яслями — вол и осел (иногда конь и корова). Присутствие этих животных не столько подчеркивает место действия — хлев, сколько символически отображает пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3). Существует также и другое толкование: вол и осел символизируют два народа — израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос. Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или, в редких случаях, стоящую перед яслями, но чаще всего — отвернувшейся от спеленутого Христа. Это положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру, как об этом свидетельствуют Евангелия от Матфея и от Луки: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 48—50). «..Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие, его» (Лк. 8, 21). Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

    С самого Рождения Спаситель взял на Себя крест смирения, уничижения, принял полноту человеческих скорбей. Родился Он не в доме, а в хлеву. И уже вскоре Мария и Иосиф, спасаясь от Ирода, бежали с Младенцем на некоторое время в Египет. Всю жизнь затем Спаситель скитался, «не имея, где преклонить голову» (Лк. 9: 58). Господь не возгнушался понести немощь человечесского бытия. Он стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему. Воплотившись, то есть, приняв человеческую плоть, Господь показал, что за сумраком страданий может открыться свет вечной блаженной жизни. И не только уничижение сопровождало рождение и земную жизнь Христа, но и отблески Его Божественной Славы. Вы все знаете, что в самый момент Рождества ангелы явились пастухам, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 14). То есть Всевышний благоволит к людям, дарует их возмущенным душам мир.

    Восточным волхвам, — а так на востоке называли мудрецов, — было открыто о рождении Спасителя. Они предприняли далекое путешествие, поклонились Богомладенцу и преподнесли Ему свои дары. Это прообразовало обращение ко Христу язычников всех сторон света. Божественная слава Спасителя начинала проявлять себя в исцелении и утешении людей, духовном возрождении трешников.

    По преданию, волхвов звали Валтасар, Гаспар и Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото — Драгоценный металл всех времен; ладан — дорогая ароматная смола, употребляемая в богослужении; смирна — благовонное масло, которым помазывали умерших. Дары имели прообразовательный смысл. Христу было преподнесено золото — как царю, ладан — как Богу, смирна — как Тому, Кто должен был умереть за грехи людей. Но поверите ли вы, узнав, что дары волхвов сохранились до наших дней! Золото — двадцать восемь пластин разной формы с неповторимым тонким орнаментом. Ладан и смирна — шарики величиной с маслину, числом около семидесяти. Эти сокровища хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла, в небольшом ковчеге. Как они оказались там?

    Дары волхвов бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим отшествием из этого мира Она оставила дары в Иерусалиме. В 400 году по Р. X. византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Когда Византия окончательно пала под ударами турок-мусульман в 1453 году, святыня была переправлена сербской царевной Марией на Афон в монастырь святого Павла. От даров исходит удивительное благоухание. Иногда они полагаются в храме перед паломниками, и тогда благоухание наполняет всю церковь. А афонские монахи заметили, что дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами.

    Очень важно обратить внимание на цветовую символику. В иконописи красный цвет символизирует Небесную Действительность, Воскресение, Второе пришествие. Наличие в иконе «Рождества Христова» красного цвета сводиться к раскрытию главной идеи православия - воскресению и бессмертию по устроению Премудрости Божией, т.е. возвращению сотворенного к Творцу.

    Икона это образ Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов или святых. Причем на иконе изображается не детально точный физический портрет, но облик, духовно преображенный, просветленный благодатью Божией, ставший выше земных страстей и эмоций, достигший мира небесного; он называется лик.

    Через икону мы общаемся с Тем, Кто изображен на ней. Поэтому, когда христиане с глубоким благоговением молятся перед иконой и целуют ее, то они обращаются не к доске, краскам и творчеству иконописца, но к Тому, о Ком икона свидетельствует. Священные изображения напоминают, что мы не одиноки, рядом — Бог и святые Его. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего. Икона – свидетельство небесной истины.


    Священник Андрей Козырев

    Газета «Духовная нива», выпуск № 1 (78), январь 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос