Ад – это равнодушие всех ко всем
Чтобы жизнь не стала смертью
«Так получилось, что недавно я стал почти свидетелем страшной автомобильной аварии. Несколько автомашин дымились на обочинах, приехали пожарные, реанимация... Движение было перекрыто надолго... И вот среди придорожной суеты я увидел группу молодых людей с фотоаппаратами, пробирающуюся вперёд, туда, к месту аварии. Я даже не понял, кто это...
Но вскоре увидел ещё двоих, уже лет под сорок, и тоже с фотокамерой. И только тогда до меня дошло: это те, кто ехал с отдыха и попал в эту пробку, они просто вышли из машин от скуки – поснимать. А снимать они пошли искорёженный металл автомобилей и то, что осталось от пассажиров и водителей...
Они снимали человеческое горе и саму смерть и, довольные, что-то объясняя друг другу, возвращались назад, чтобы продолжить своё путешествие»
Такой историей делится протоиерей Алексий Марченков.
Далее он продолжает: «Надо сказать, что я испытал настоящий шок, и не от самой аварии, а больше от этой вот спонтанной журналистики, что, на мой взгляд, пострашнее иной трагедии. А зрители чужого горя спокойно поехали дальше, чтобы, придя домой, показать друзьям редкие кадры. Описанная выше картина... хорошо иллюстрирует ту беду, которая всем нам... хорошо знакома. Беда эта – тотальное равнодушие».
В одной из своих бесед протопресвитер Александр Шмеман говорит: «...где начинается равнодушие, там воцаряется смерть.
Ад – это равнодушие всех ко всем, уход каждого в себя и тем самым – в страшное одиночество духовной смерти».
У слова равнодушие много значений, но в наше время под ним чаще всего понимается безучастность, безразличие, отсутствие сочувствия и любви к ближнему.
Пугающее пророчество о признаке последних времён есть в Евангелии: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24: 12). Люди грешат и через это лишают себя способности любить, становятся бессильными в добре.
Сила любить оскудевает по мере погружения человека в грех. Разве это для нас открытие?
Мы ждём от людей участия и сострадания в своих скорбях и радостях, и часто эти ожидания напрасны.
Вместо сочувствия – равнодушие, даже близких, даже друзей. От этого бывает очень горько. Но Господь призывает нас быть мудры ми. А что являет подлинную мудрость в опыте христианина? Мера мудрости – это мера снисходительности и благодарности. Ибо все мы поражены грехом.
Любить – тяжкий труд, который не всем по силам. И если мы честны сами с собой, то знаем, как трудно даётся нам всякое добро, следовательно, будем, во-первых, снисходительны к неспособности другого быть постоянным в добре и сочувствии и, во-вторых, благодарны за те крохи добра и любви (даже очень малые!), которые люди дарят нам.
На самом деле добра гораздо больше, чем нам кажется.
Надо только зрение своё сделать благодарным и постоянно противостоять своему эгоизму, своей зацикленности на себе несчастном. В противном случае человек делается неспособным любить и видеть любовь, а значит – становится равнодушным, обладающим окамененным нечувствием...
Анатолий Подмарёв
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 10 (175) сентябрь 2013 г.