75 лет со дня первого налёта нашей авиации на Берлин

Дата публикации или обновления 15.08.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Ответный удар

    8 августа 2016 года исполнилось 75 лет со дня первого налёта нашей авиации на Берлин.

    22 июля 1941 года фашистские бомбардировщики совершили первый ночной массированный налёт на Москву, заявив, что «советская авиация полностью уничтожена» и ни одна бомба не упадёт на столицу рейха. Но бомбы всё же упали, и не американские, и не английские, а советские.

    Командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков предложил советскому командованию нанести ответный удар налётом на Берлин. И уже на следующий день 27 июля был отдан приказ поручить нанесение ударов дальней авиации Балтфлота.

    30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк.

    Именно этому полку под командованием полковника Е. Н. Преображенского решили поручить нанесение ударов возмездия по Берлину. Оказалось, что идея бомбардировки Берлина уже обдумывалась командованием полка. К удивлению С. Ф. Жаворонкова, Е. Н. Преображенский сразу же представил карту предполагаемого маршрута, расчёты и список из 36 экипажей, предварительно отобранных для этой операции.

    Так в ночь на 6 августа 1941 года был произведён первый разведывательный полёт на Берлин группой из пяти машин. Дальние бомбардировщики ДБ-3Ф считались в своём классе лучшими по скорости, дальности полёта и грузоподъёмности. Маршрут был сложен и проходил по линии: остров Эзель (Сааремаа) – Свинемюнде – Штеттин – Берлин. Остров находился практически в тылу врага, аэродром предназначался для базирования истребителей, и взлётно-посадочная полоса была маловата для тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф.

    Лётчикам требовалось немалое мастерство, чтобы с большой (около тонны) бомбовой нагрузкой взлетать с короткой полосы. Любая ошибка грозила гибелью самолёта и экипажа. Продолжительность полёта составляла 7 часов – и, в основном, над морем, на предельной высоте 7 тысяч метров.

    Температура за бортом была минус 35-40 градусов, стёкла кабин и очки шлемофонов обмерзали.

    Работать лётчикам приходилось в кислородных масках. Маршрут составлял около 900 км в одну сторону, это было на пределе возможностей самолётов. Всего 15-20 лишних минут полёта – и не хватит топлива для возвращения на свой аэродром.

    Ошибаться было нельзя.

    Расчёт был такой: вылетать в 21 час, чтобы с восходом солнца в 4 часа утра вернуться.

    75 лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 1941 г., с острова Эзель 15-ю самолётами ДБ-3Ф был совершен первый налёт на Берлин.

    Флагманом шёл Е. Н. Преображенский, вторую группу вёл капитан В. А. Гречишников, третью возглавлял капитан А. Я Ефремов.

    Это был ответ на бомбардировки Москвы 22 июля 1941 года.

    В ту ночь до цели дошли пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка с ведущим полковником Е. Н. Преображенским, остальные отбомбились по пригороду и германскому городу-порту Штеттину.

    Успех был впечатляющий! «Моё место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу», – эти слова прозвучали в прямом эфире в ночь на 8 августа 1941 года над пылающим Берлином.

    С этого дня огни Берлина были погашены! Газеты писали: «...с тех пор столица Германии уже не решалась зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил огни Берлина».

    На свой аэродром лётчики авиаполка вернулись далеко за полночь. Все машины вернулись благополучно. Принимал их лично генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков.

    Для немцев удар был столь неожиданным, что они советские самолёты приняли за свои. Огня не открывали, пока не началась бомбёжка, а когда опомнились, было уже поздно.

    Отбомбившись, советские самолёты легли на обратный курс. О неожиданности говорит и тот факт, что 8 августа немецкие радиостанции сообщили о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину.

    Англичане опровергли это: «Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».

    За первыми налётами последовали и другие, но уже наши самолёты в Германии ждали, да и сам полёт таил в себе больше опасностей, чем пребывание над Берлином под огнём. Поэтому не все экипажи возвращались на свои аэродромы.

    За весь период боевых действий балтийские лётчики и пилоты дальней авиации произвели десять налётов на Берлин, последний из которых состоялся 4 сентября 1941 года. Наши экипажи успешно справились с заданиями и нанесли военно-промышленным объектам значительные разрушения, вынуждая противника создавать мощную систему ПВО, а это требовало снятия значительных сил артиллерии и истребителей с фронта.

    Удары дальней авиации показали, что советская авиация существует и активно ведёт боевые действия, оказывая упорное сопротивление немецким войскам, что она способна наносить удары по объектам глубокого тыла Германии и её союзников. Наша дальняя авиация бомбила Берлин в то время, когда в Англии и США ещё только приступили к строительству стратегической бомбардировочной авиации, которая была создана лишь через три года после войны.

    За первый налёт на Берлин были представлены к наградам многие лётчики-балтийцы и лётчики дальней авиации.

    Это были тяжёлые дни начала Великой Отечественной войны, и эти победы закладывали фундамент будущей Великой Победы над фашизмом.

    Надежда Бычкова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 8/212, август 2016.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100