Прогулка по

Петропавловской крепости

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Прогулка по Петропавловской крепости.

    В наши дни на территории почти полностью реставрированной крепости постоянно появляются новые выставки и экспозиции, создаваемые Государственным музеем истории Ленинграда, проводятся народные празднества.

    Прогулку по крепости лучше всего начать от находящегося на Петроградском острове оживленного перекрестка Кировского проспекта, названного так в честь жившего здесь С. М. Кирова (1886— 1934), руководителя Ленинградской партийной организации в 1926—1934 годах, и улицы Куйбышева, названной так в честь В. В. Куйбышева (1888—1935), видного советского политического, военного и хозяйственного деятеля. Перекресток этот образует один из углов площади Революции (бывшей Троицкой, первой по времени площади города). В нескольких десятках шагов отсюда через Кронверкский пролив переброшен соединяющий Петроградский и Заячий острова широкий деревянный мост, с конца XIX века называющийся Иоанновским, а до этого называвшийся Петровским.

    По этому мосту в прошлом в крепость проезжали или проходили почти все — от коронованных особ и высокопоставленных иностранцев, направлявшихся в Петропавловский собор для участия в различных торжественных церемониях, до заключавшихся в крепость узников. Строительство моста началось в 1738 году и завершилось к 1740 году. При реставрации в 1953 году на нем установили фонари, являющиеся точными копиями тех, которые украшали въезды на наплавной мост, соединявший до 1892 года левобережье Невы с Санкт-Петербургским (ныне Петроградский) островом. Опоры одних представляют собой пучки копий с венками и двуглавыми орлами наверху; опоры других — обелиски, увенчанные воинскими касками; все опоры украшены также изображениями овальных щитов на скрещенных мечах. Кроме того, в 1953 году на Иоан-новском мосту установили чугунные перила с тумбами в виде "римских пуков" — ликторских пучков.

    С Иоанновского моста хорошо виден кирпичный полуконтргард бастиона Меншикова. Цоколь, карниз и углы этого укрепления выложены из известняковых плит. Так выглядят снаружи те стены крепости, которые обновлялись в 1827—1840 годах. Поодаль, на правом берегу Кронверкского пролива, высится громадное кирпичное здание оборонительного арсенала, строительство которого завершилось в 1860 году. Иоанновский мост ведет к устроенным в левом фасе Иоанновского равелина невысоким Иоанновским воротам. Украшенный рустами фасад ворот завершает треугольный фронтон, в тимпане которого помещен картуш, увенчанный русской императорской короной и окруженный различными воинскими атрибутами — знаменами, алебардами, барабанами. Надпись на воротах— 1740 года — означает время, когда было окончено возведение всех каменных оборонительных сооружений на Крепостном острове. Иоанновские ворота являются первым сооружением, где вы увидите характерный мотив, повторяющийся в разных местах крепости,— две пары пилястр. Сходен с ним другой мотив, который также повторяется в нескольких местах крепости,— две пары колонн. Архитектурные формы Иоанновских ворот просты и близки к ренессансным.

    Когда вы, пройдя через Иоанновские ворота, окажетесь внутри одноименного равелина, ваше внимание прежде всего привлекут величественные главные ворота крепости, высящиеся в центре куртины, соединяющей Государев бастион (слева) с бастионом Меншикова (справа). Первоначально главные крепостные ворота венчала статуя апостола Петра, поэтому как они сами, так и куртина, в которой они устроены, получили название Петровских. Петровские ворота были построены в 1717— 1718 годах вместо первоначальных деревянных парадных крепостных ворот, и их внешний облик в целом напоминает как западноевропейские барочные триумфальные ворота, так и главные фасады западноевропейских барочных церквей. Нижняя часть Петровских ворот украшена пилястрами и рустами.

    В ней находятся арочный проем с укрепленным над ним скульптурным изображением черного двуглавого орла и две ниши, в которых стоят статуи женщин (правая облачена в воинские доспехи, левая, в длинной одежде, держит в руках зеркало и змею). Над нижней частью протянут антаблемент, над которым возвышается аттик с богатым украшением, состоящим из большого прямоугольного деревянного барельефа, по бокам которого стоят рустованные пилястры, лучкового фронтона с барельефом и двух больших волют с барельефами возле них.

    Барельеф в тимпане фронтона изображает окруженного ангелами Саваофа, а два барельефа у волют — различные воинские атрибуты. В большом прямоугольном барельефе — сложная многофигурная композиция. В центре, на скале, высится крепость. Сверху клубятся облака, в которых летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает вниз головой бородатый человек с крыльями. Внизу, справа и слева, стоят люди; некоторые из них указывают на падающего вниз человека. Около крепости стоит и простирает к ней руку безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца; с другой стороны перед крепостью преклонила колени женщина. Петербуржцы начала XVIII века, несомненно, воспринимали этот большой барельеф не изолированно, а как часть единого целого, куда входили также и изображение в тимпане фронтона, и статуя апостола Петра, увенчивавшая тогда ворота. Смысл всей этой композиции можно попытаться объяснить, сопоставив его с одним чрезвычайно любопытным памятником русской культуры того времени.

    В 1716 году в Санкт-петербургской типографии напечатали громадную гравюру — панораму, изображающую молодой русский город на Неве. Почти в самом центре панорамы поместили изображение Санкт-Петербургской крепости с ее главным тогдашним украшением — Петровскими воротами. Гравюру эту в 1717 году поднесли Петру I, подклеив к ней внизу специальный посвятительный текст, позднее озаглавленный "Описательная похвала граду Санктпетер-бургу и притом Петру Великому яко создателю онаго града".

    Составил "Описательную похвалу" иеромонах Гавриил Бужинский, видный писатель Петровской эпохи, который, в частности, перевел на русский язык ряд сочинений С. Пуфендорфа — знаменитого представителя немецкого Просвещения XVII века. Посвятительному тексту, составленному Бу-жинским, в XVIII веке придавалось такое большое значение, что А. И. Богданов, автор первого русского описания Петербурга, счел необходимым подробно прокомментировать "Описательную похвалу" и в таком виде сделать ее составной частью своей книги. В "Описательной похвале" говорилось о том, что под защиту Саваофа и апостола Петра отдана крепость, которая была основана "на твердом камени благочестия" и "проименована Санктпетербургом". Говорилось в "Описательной похвале" и о том, что сам Санкт-Петербург — это тоже камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на эту крепость, и что "горделивый Симон", оскорбляющий великого защитника крепости — апостола Петра, "падет и разбиется о камень", а также о том, что у Санкт-Петербурга есть еще один "великий защититель" — Александр Невский (причисленный к лику святых русский князь, под командованием которого новгородцы одержали на Неве 15 июля 1240 года блестящую победу над шведами).

    Если вспомнить, что греческое слово "пэтрос" может служить как собственным мужским именем (которому соответствуют русское Петр, голландское Питер и немецкое Петер), так и нарицательным существительным, обозначающим "камень" или "скалу", то сразу станет понятным, почему Бужин-ский в "Описательной похвале" постоянно ассоциирует идею "камня" с именем "Петр" и названием "Санкт-Петербург". Невольно напрашивается мысль, что изображения на Петровских воротах тесно связаны с основными идеями "Описательной похвалы", а может быть даже послужили для Бужинского источником этих идей. Ведь, судя по всему, в тимпане не просто Саваоф, а Саваоф, защищающий Санкт-Петербург, который изображен в центре большого барельефа высящимся на скале.

    Бородатый человек с крыльями — это, несомненно, языческий волшебник Симон, который, как гласит одна древнехристианская легенда, сначала порочил апостола Петра, а затем, поддерживаемый демонами, для доказательства своего превосходства, попытался летать; однако молитвой Петра демоны были рассеяны, и Симон с позором низвергся на землю. Безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца изображает, скорее всего, Петра I, хотя возможно также, что это — Александр Невский. Коленопреклоненная женщина является, судя по всему, символом благочестия, упоминаемого в "Описательной похвале". Таким образом, скульптурно-барельефная композиция, украсившая в 1717—1718 годах Петровские ворота, не являлась, как это нередко утверждается, символическим изображением победы России над Швецией. Композиция создавалась как "похвала" средствами изобразительного искусства новому русскому городу, как символ непоколебимости этого города и его неприступности для врагов.

    Помещенное на воротах скульптурное изображение черного двуглавого орла отлито из свинца и весит более тонны. Головы орла увенчаны императорскими коронами, в его лапах — скипетр и держава, на груди — красный геральдический щит с изображением всадника на белом коне, поражающего копьем крылатого дракона. Перед вами — российский императорский герб (так называемый государственный орел); щит с изображением всадника (святого Георгия) и дракона — это древний герб Москвы. Свой нынешний вид российский императорский герб на Петровских воротах приобрел, несомненно, во второй половине XIX века, ибо всадник в московском гербе повернут здесь в геральдически правую (левую от зрителя) сторону. Такой поворот был введен лишь в 1856 году, а до этого всадник был повернут влево.

    Статуи, стоявшие первоначально в нишах Петровских ворот, не сохранились, и когда были установлены нынешние — точно не известно. Существуют разные мнения о том, кого изображают эти статуи. Есть предположение, что статуя женщины в воинских доспехах изображает Афину Палладу или Беллону, а статуя женщины с зеркалом и змеей — Истину, Полиаду или Минерву. Предполагается, что автором проекта Петровских ворот (как нынешних каменных, так и предшествовавших им деревянных) был Трезини и что большой прямоугольный барельеф выполнил скульптор К. Оснер, а барельефы около волют — скульптор Н. Пино. Прямоугольный барельеф создавался для деревянных ворот и при замене их каменными был сохранен и использован для украшения последних.

    Аттик Петровских ворот своими очертаниями очень похож на аттик восточного фасада Петропавловского собора, который вы вскоре увидите вблизи.

    С Иоанновским равелином и полуконтргардом бастиона Меншикова связана очень интересная страница истории советской науки и техники. Здесь в 1932—1933 годах размещались испытательные стенды и мастерские первой в нашей стране организации по разработке ракетных двигателей — Газодинамической лаборатории Военно-научно-исследовательского комитета при Революционном военном совете СССР.

    За Петровскими воротами, проходя под аркой которых можно видеть остатки щели для герсы, начинается главная крепостная аллея (перспективу ее замыкает средняя часть главного здания Монетного двора). Выйдя на эту аллею, вы прежде всего увидите слева одноэтажное розово-белое здание с высокой крышей. Оно было построено в 1748—1749 годах для различных служб Инженерного ведомства, почему за ним и закрепилось название Инженерного дома. Это редкий пример петербургской военной постройки 1740-х годов, почти без изменений сохранившей свой первоначальный внешний вид.

    Гораздо менее интересно по своему облику вытянутое одноэтажное здание, находящееся по другую сторону главной аллеи, напротив Инженерного дома. Оно строилось в 1801 —1802 годах как артиллерийский цейхгауз, а в конце XIX — начале XX века использовалось как манеж. Пройдя между Инженерным домом и цейхгаузом вперед по главной аллее, вы вскоре увидите слева еще два здания. Одно из них — небольшое двухэтажное желто-белое, с углами, украшенными рустами, и портиком, в котором две пары колонн поддерживают треугольный фронтон,— стоит почти у самой Невской куртины и отделено от главной аллеи большим газоном. Другое — также двухэтажное, красно-белое, несколько больших размеров — расположено чуть дальше, за поперечной аллеей.

    Справа же от вас окажется центральный архитектурный комплекс крепости, в который входят два здания, построенные в разное время и соединенные крытым переходом: Петропавловский собор (он стоит прямо у тротуара главной аллеи) и Великокняжеская усыпальница (она отделяется от главной аллеи небольшим садиком, огороженным невысокой металлической оградой).

    Желто-белое здание служило до революции главной гауптвахтой. Свой нынешний облик оно получило при перестройке в 1907— 1908 годах в классицистических формах одноэтажной каменной гауптвахты, появившейся в крепости в 1750 году. Место большого газона, находящегося слева от главной аллеи, в XVIII — начале XX века занимал крепостной плац. Увенчанный треугольным фронтоном барочный по своей отделке главный фасад красно-белого здания обращен к Инженерному дому. До революции в этом здании жили коменданты крепости, назначавшиеся обычно из наиболее заслуженных генералов русской армии, почему оно и называлось Комендантским домом. Первый каменный Комендантский дом был построен в 1748 году; тогда это была также двухэтажная постройка, но гораздо меньших, чем сейчас, размеров. Позднее Комендантский дом неоднократно расширялся и перестраивался и свой нынешний облик приобрел в 1893—1894 годах. С Комендантским домом связано много исторических событий.

    Так, здесь в 1820—1821 годах велось следствие по делу солдат — участников возмущения в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1825—1826 годах — следствие по делу декабристов, в 1849-м — следствие по делу участников собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. В 1826, 1866 и 1879 годах здесь заседал Верховный уголовный суд, выносивший революционерам смертные приговоры. 24 октября 1917 года в Комендантском доме разместился созданный по решению Петроградского Военно-революционного комитета полевой штаб по руководству вооруженным восстанием против Временного правительства.

    Сейчас в Комендантском доме размещена экспозиция по истории Петербурга — Петрограда с 1703 по февраль 1917 года. Среди выставленных в Комендантском доме экспонатов особый интерес представляют старые гравюры, литографии и картины с изображениями города работы крупных отечественных и зарубежных мастеров — А. Ф. Зубова, М. И. Махаева, Дж. А. Аткинсона, Б. Патерсена, Ф. Я. Алексеева, М. Ф. Дамам-Демартре, С. Ф. Галактионова, К. П. Беггрова, Ф. Перро, И. И. Шарлеманя, В. Ф. Тимма, А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. А. Шиллинговского и других.

    В самые первые годы существования крепости на месте нынешнего Комендантского дома стояли "нарочитой величины хоромы", где размещалась гауптвахта, а возле, на месте большого газона, находящегося сейчас слева от главной крепостной аллеи, была "плясовая". Здесь "поставлена была деревянная лошадь с вострою спиною, на которую сажали за штраф солдат на несколько часов сидеть", а кроме того "еще столб вкопан был деревянный, а около его поставлены были спицы вострые, а вверху того столба была цепь... Когда кого станут штрафовать, то во оную цепь руки его замкнут, и на тех спицах оный штрафованный должен несколько времени стоять". Так описал "плясовую" современник.

    Далее: Петропавловский собор Петропавловской крепости
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100