Вуз, доступный для всех

Дата публикации или обновления 15.07.2016
  • Оглавление: Книга «Лоцман по жизни»
  • Глава 5. Дорога к знаниям

    Нэлла Матвеевна Прусс, кандидат педагогических наук, профессор, академик РАГНА, академик МАУ, заслуженный работник высшей школы РФ, ректор Университета управления «ТИСБИ»

    Вуз, доступный для всех

    В 1992 году по инициативе Нэллы Матвеевны Прусс был создан Татарский институт содействия бизнесу «ТИСБИ», ставший первым в республике аккредитованным негосударственным вузом. Преодолев долгий путь до получения статуса университета, сегодня «ТИСБИ» – это учебное заведение с 20-летней историей. И вот уже более 16 лет в университете целенаправленно реализуется проект профессионального обучения детей-инвалидов. Эта работа неоднократно отмечалась на уровне республиканского и федерального правительства, а сама Нэлла Прусс была удостоена ордена Дружбы.

    По окончании школы дети с инвалидностью все чаще стремятся к получению высшего образования. Конечно, профессиональное образование – нелегкий труд, но на этом пути можно проверить себя, найти новых друзей и стать востребованным членом общества. Ребенок-инвалид имеет право решать – будет он жить на попечении родственников и государства или найдет в себе силы преодолеть трудности, реализовать свои мечты и, получив профессию, стать независимым.

    И в этом ему готовы помочь в Университете управления «ТИСБИ», который по праву занимает лидирующее положение в Республике Татарстан в области образования разных категорий инвалидов, и в том числе глухих и слабослышащих.

    За то время, что университет открыл двери для студентов с ограниченными возможностями, более 500 инвалидов бесплатно получили в нашем вузе высшее образование. А открытие в 1998 году Международной кафедры ЮНЕСКО позволило нам вывести работу в образовании лиц с инвалидностью на международный уровень.

    С 2001 года в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья в университете используются IT-технологии, то есть обучение происходит через Интернет с применением дистанционных технологий.

    Интернет-система дистанционного асинхронного обучения («ДАО ТИСБИ») позволила обеспечить доступ к образовательным ресурсам университета и получать высшее образование девушкам и юношам с тяжелой инвалидностью 1 и 2 группы, которые испытывают трудности в передвижении. Они теперь могут учиться, не выезжая из дома.

    Система дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет организовать учебный процесс в интерактивном режиме и режиме реального времени. Преподаватель, находясь на рабочем месте в университете, через Интернет-систему ДАО может проводить с группой студентов или индивидуально различные формы учебной работы в режиме реального времени: лекционные и семинарские занятия, контрольное тестирование успешности усвоения материала, практические занятия и консультации, принимать зачеты и экзамены, руководить научной работой.

    Учебные программы для каждого студента формируются индивидуально. Студент получает план на текущий семестр и необходимые учебники, доступ к которым открывается через сеть Интернет. Он пишет доклады, контрольные и курсовые работы. В процессе обучения у него есть возможность получать консультации преподавателей через Интернет и по телефону. При необходимости студент может непосредственно прийти на кафедру дистанционного обучения, чтобы поработать в присутствии и при поддержке преподавателя.

    Преимуществом такой системы обучения является то, что студент с ограниченными возможностями здоровья может выбрать подходящие для него время и место для занятий, а также темп обучения. Он может освоить и закрыть программу семестра быстрее, чем за традиционное полугодие. С помощью системы дистанционного обучения студент может получить образование до любого уровня и по любой специальности, представленной в вузе.

    Как на заочном, так и на очном отделениях за каждой группой, в которой обучаются студенты–инвалиды, закреплен куратор или тьютор. Тьютор создает индивидуальный план обучения с учетом образовательной базы; проводит переаттестацию ранее пройденных дисциплин; формирует учебный план на семестр; отслеживает изучение студентом учебного материала по разделам текущего семестра; контролирует прохождение обучаемым контрольных точек, обеспечивает получение консультаций у преподавателя.

    В университете выстроена система многоуровневого профессионального образования инвалидов, которая представляет собой широкий спектр образовательных услуг на уровне среднего профессионального, высшего образования по очной и заочной формам обучения с использованием дистанционных технологий, дополнительного профессионального обучения (ИНО, международная кафедра ЮНЕСКО).

    Особые успехи в Университете управления «ТИСБИ» были достигнуты в работе со слабослышащими и глухими студентами.

    В 2004 году после прохождения экспертизы технологии ДАО представителями международного фонда PEN-lnternational и признания ее уникальной в обучении неслышащих, социальный проект по обучению инвалидов по слуху получил дальнейшее качественное развитие.

    В том же 2004 году на базе нашего университета был открыт Окружной учебно–методический центр Приволжского федерального округа по обучению инвалидов.

    В настоящее время Университет управления «ТИСБИ» входит во всемирную сеть обучения неслышащих PEN-lnternational в рамках Российского отделения сети PEN-Russia наряду с Московским государственным техническим университетом им. Баумана.

    В рамках подписанного соглашения о деятельности Российской организации послешкольного образования глухих PEN-Russia в нашем университете с сентября 2005 года начата подготовка неслышащих по программам высшего профессионального образования с дневной формой обучения.

    Специальная система довузовской подготовки глухих и слабослышащих студентов, разработанная в вузе, включает в себя дневное подготовительное отделение, а также организацию совместной деятельности по довузовской подготовке в специальных общеобразовательных учреждениях Казани и РТ. Главная цель учебы на подготовительном отделении – повысить уровень общеобразовательной подготовки слушателей с ограниченными возможностями здоровья, создать условия для успешной сдачи вступительных испытаний в высшую школу университета.

    В 2006 году 12 неслышащих студентов окончили подготовительное отделение и продолжили обучение на первом курсе дневного отделения.

    Для их обучения разработана специальная учебно-адаптационная программа, включающая в себя образовательный, специально-реабилитационный, социально-адаптационный компоненты, а также ресурсный компонент помощи неслышащим.

    Для обучения инвалидов по слуху в Университете управления «ТИСБИ» оборудована специальная мультимедийная лаборатория, открытие которой состоялось в ноябре 2006 года. Оборудование для лаборатории приобретено на средства, выделенные экс-Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым и Международной организацией послешкольного образования неслышащих PEN-lnternational. Подобных лабораторий в России всего две: одна находится на базе МГТУ им. Баумана, вторая – в «ТИСБИ».

    Наличие в лаборатории большого количества зеркал создает комфорт в восприятии обучаемыми окружающей обстановки и делает визуальный контакт с преподавателем максимальным.

    Аудитория оснащена интерактивной доской и мультимедиа-проектором, что позволяет преподавателю в динамике излагать лекционный материал, а слушателям интерактивно участвовать в учебном процессе.

    Эта возможность позволяет донести суть вопроса до слабослышащих, поскольку зрительное восприятие у них развито значительно лучше слухового. Наличие разнообразной видео- и аудиотехники позволяет использовать видеоматериал и видеопрезентации с любого источника.

    Наличие плазменной панели с показом сурдопереводчика на уровне доски позволяет слушателям, не отвлекаясь от наглядного материала на доске, видеть сурдоперевод с любой точки аудитории.

    Оснащение рабочих мест студентов и преподавателей производительными компьютерами и современным лицензионным программным обеспечением в комплексе с другой аппаратурой позволяет проводить занятия на самом современном техническом уровне.

    Применение мобильных компьютерных столов, организация вычислительной сети на технологии HiFi, наличие передвижной перегородки позволяет использовать аудиторию в различных комбинациях для различного рода занятий: в качестве лекционной аудитории, классов для практических занятий, круглого стола для проведения семинаров и мастер-классов.

    Лаборатория также оснащена специальным оборудованием – переносным радиоклассом «Сонет-Р», который позволяет усиливать речь преподавателя индивидуально для каждого обучаемого в любой аудитории.

    Для проведения специалистами индивидуальной работы по обучению звукам и речи лиц с нарушением слуха I-IV степени применяются специализированные слуховые тренажеры «Соло 01».

    Наличие специального оборудования для обучения неслышащих позволяет организовать процесс обучения на качественно новом уровне, кроме того, это оборудование может быть использовано для организации обучающих курсов педагогов и персонала образовательных учреждений, занимающихся обучением инвалидов.

    В Университете управления «ТИСБИ» студенты с нарушением слуха получают высшее образование на факультете «Налоговое дело» по специальности «Бухучет, анализ и аудит» на факультете информационных технологий по специальности «Прикладная информатика».

    Сегодня «ТИСБИ» является единственным в Республике Татарстан центром сурдоперевода для глухих и слабослышащих.

    Также в период обучения в вузе студенты с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительные рабочие профессии (парикмахера, водителя, бухгалтера, дизайнера и др.), бесплатные курсы (бизнес-планирование, 1С-бухгалтерия, основы дизайна).

    Содействие в трудоустройстве молодых специалистов – еще одно из основных направлений деятельности нашего вуза. Для этого в университете создано «Кадровое агентство».

    Также стало традицией приглашать на защиту студенческих дипломных работ потенциальных работодателей.

    Так, в мае 2013 года на открытой защите дипломов слабослышащих и глухих студентов присутствовали представители шести крупных банков республики: Сбербанка, Татфонд-банка, АБ Банка, БТА-Казань, Национального банка Республики Татарстан, а также Торгово-промышленной палаты и Минтруда РТ.

    По итогам защиты дипломных работ многие студенты получили предложение пройти собеседование с дальнейшим трудоустройством.

    Портфолио и резюме, которые они представили работодателям, позволили судить о разносторонности их интересов, достижениях в освоении профессии и о приобретенных за время учебы видах дополнительного профессионального образования. Такая практика помогает работодателям оценить качество подготовки студентов-инвалидов, а молодым специалистам стать востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

    С целью формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья в университете разработана социально-психолого-педагогическая система сопровождения, которая включает в себя работу с преподавателями, родителями и ровесниками студентов с ограниченными возможностями здоровья.

    Психологами проводятся занятия, тренинги и индивидуальные консультации, в соответствии с разработанной индивидуальной программой развития студента с ограниченными возможностями. Также психолого-педагогическая поддержка доступна и родителям студентов.

    Специально для слабослышащих студентов организованы теоретические и практические занятия речевой и жестовой коммуникаций; тренинги по обучению чтению с губ, занятия по развитию слухового восприятия.

    Студенты с нарушением речи проходят индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом. С целью повышения социальной активности мы привлекаем их к участию в массовых культурно-спортивных мероприятиях, к деятельности в общественных организациях, студсовете, волонтерском движении, шефстве над школой-интернатом для глухих детей, к занятиям творчеством и т.д.

    Таким образом, в нашем вузе созданы все необходимые условия для успешного обучения студентов с инвалидностью. Это современные адаптивные технологии преподавания, специальные мультимедийные лаборатории для студентов с нарушениями слуха, социально-психологический центр и центр сурдоперевода, медицинский кабинет, студенческое кадровое агентство и безбарьерная инфраструктура, с пандусами и специальными санузлами для инвалидов-колясочников.

    А залогом перспективности обучения инвалидов в Университете управления «ТИСБИ» становятся их личные успехи. Многие наши студенты стали знаменитостями не только местного, но и российского масштаба.

    Среди них: Айрат Калимуллин – автор книги-пособия для инвалидов «Как выжить» и создатель многочисленных Интернет-сайтов, Ольга Федорова – многократная золотая финалистка Сурдлимпийских игр, Елена Шахова – финалистка конкурса красоты и великолепная исполнительница жестового пения, Александра Кашина – поэт, член Союза писателей, лауреат Международной премии «Филантроп» и «Женщина года-2005» в номинации «Культура и духовность», председатель ТРО ООО «ВОИ», депутат Госсовета РТ Рифат Шагитович Ганибаев.

    Благодаря внедрению современных технологий обучения, высшее образование для инвалидов в современном мире становится вполне доступным и перспективным, и опыт Университета управления «ТИСБИ» обоснованно доказывает это.

    Далее: Правила приёма в Университет управления «ТИСБИ»
    В начало

     
    Rambler's Top100