«Ласточкино гнездо»

Дата публикации или обновления 15.07.2016
  • Оглавление: Книга «Лоцман по жизни»
  • Глава 5. Дорога к знаниям

    Ольга Фаляхова, педагог – организатор Казанской специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната I и II вида имени Е.Г. Ласточкиной, неоднократная участница Всероссийских и Международных конкурсов жестового пения, лауреат городского смотра-фестиваля 2010 года «Муза профессии», победительница районного этапа республиканского конкурса 2012 года «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в номинации «Женщина – культура и духовность»

    «Ласточкино гнездо»

    Ольгу Валерьевну Фаляхову хорошо знают глухие Татарстана. Праздничные концерты, фестивали жестовой песни, утренники в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей никогда не обходятся без ее участия.

    Стоит этой невысокой, изящной девушке выйти на сцену, как она абсолютно преображается. И танец, и жестовое пение в ее исполнении превращаются в маленький спектакль, который уже невозможно забыть. Яркие сценические костюмы, неподражаемая улыбка, шарм вызывают подлинное восхищение зрителей. И так было всегда. Даже когда ее еще не называли Ольгой Валерьевной, а была она просто Олей Ракитянской – школьной «звездочкой», которая пела и танцевала, не слыша музыки.

    Школу, в которой я раньше училась, а теперь работаю, и педагоги, и ученики ласково называют «ласточкино гнездо». Кстати, ее окончили и мои родители.

    Наша школа названа в честь Елизаветы Гурьевны Ласточкиной – известного российского сурдопедагога, которая проработала с детьми, лишенными слуха, семьдесят шесть из девяноста восьми прожитых ею лет. Обучение неслышащих детей стало смыслом и делом всей ее жизни. Безусловная заслуга Елизаветы Гурьевны и в том, что для инвалидов по слуху сегодня доступно не только среднее, но и высшее образование. И еще, конечно, мы должны быть благодарны купцу И.Я. Павловскому, который основал в 1886 году в Казани третье в России училище для глухих детей. В школе у нас есть музей, посвященный И.Я. Павловскому, с посещения которого начинается школьная жизнь каждого первоклассника. Так что, наша школа именитая, и 20 января этого года ей исполнилось 128 лет. Немного школ в России имеют такую давнюю историю!

    У нас есть дошкольное отделение, куда детишек принимают с трех лет.

    Здесь они живут в обстановке тепла и уюта и делают свои первые шаги по дороге в мир знаний, свои первые открытия в стране звуков и слов.

    У дошкольников – отдельное здание, где есть все необходимое: большие, светлые, прекрасно оборудованные помещения групп, спален, зал для музыкальных занятий, современная звукоусиливающая аппаратура и новейшие компьютерные технологии. С детишками занимаются опытные сурдопедагоги, постепенно сокращая разрыв в развитии по сравнению со сверстниками, подготавливая тем самым к поступлению в школу. В прошлом году у дошкольного отделения тоже был юбилей – ему исполнилось 25 лет.

    Благодаря ежедневному труду педагогов дети за 10 лет получают основное среднее образование, а за 12 лет – полное среднее. Наши учителя стараются передать своим ученикам определенный багаж знаний, научить математике, русскому языку, литературе, другим необходимым школьным предметам. Но есть у нас еще одна, может быть, самая главная задача – добиться того, чтобы наши воспитанники развивались в личностном плане, успешно социализировались и полноценно интегрировали в общество, а проще говоря, чтобы после окончания школы они вышли в мир слышащих и не растерялись там, чтобы еще в школе приобрели необходимые навыки общения и поведения, которые им пригодятся в будущем.

    И здесь на сцену и в прямом, и в переносном смысле выхожу я. В этом плане у меня как педагога-организатора своя определенная задача.

    Вот уже 13 лет я работаю в школе и из них 5 лет занимаюсь организацией досуга учащихся, стараюсь создать такие условия, которые бы позволили раскрыться талантам учеников, их способностям, учу интересно и содержательно проводить свободное время.

    Многие неслышащие дети очень талантливы. Имея определенные трудности в выражении своих чувств посредством слова, они стремятся выразить свои эмоции, свое восприятие мира с помощью искусства.

    С огромным интересом занимаются они в театральной школе-студии «Обыкновенное чудо», хореографическом ансамбле «Ласточки», в двух студиях жестового пения, в изостудии и в студии резьбы по дереву. Самые одаренные ребята принимают участие в межрегиональных, всероссийских фестивалях творчества детей-инвалидов и занимают там призовые места. Невозможно без восхищения смотреть выступления наших детей-артистов. А какие литературные салоны, пушкинские балы, вечера романсов проходят у нас в школе!

    Так наши учащиеся расширяют границы познания прекрасного в жизни и искусстве, приобщаются к духовной культуре общества.

    Я стараюсь как можно больше детей привлечь к этим занятиям, сделать так, чтобы их жизнь стала интереснее, насыщеннее. Если интересно самому, то и ты будешь интересен окружающим, а значит уйдут неловкость и стеснение при общении даже с незнакомыми людьми.

    Очень люблю заниматься организацией и проведением школьных праздников. Ведь праздник – это синтез многих видов искусства: поэзии, музыки, театрального и изобразительного искусств. Кстати, я по образованию специалист по социально-культурной деятельности. В 1995 году с помощью сурдопереводчика Натальи Андреевны Шипиловой, которая помогала мне все годы учебы, я окончила Казанский государственный университет культуры и искусств, поэтому к подготовке таких мероприятий подхожу со знанием дела. Совместная подготовка к празднику сплачивает, а участие в них развивает творческие способности детей. Где, как не на школьных мероприятиях, когда собираются вместе ученики, педагоги и родители, показать свои достижения, например, в освоении танцев или такого жанра, как жестовое пение.

    Есть такой вид искусства у глухих – жестовое пение – и это не просто сурдоперевод – это попытка ритмически и образно, жестами передать смысл и образ песни. Жестовое пение – это сплав актерского мастерства, хореографии и драматургии. Оно дает возможность самовыражения и развития, спасает от ощущения глухоты и замкнутости в своем мире, объединяет людей, согревает душу. Показать песню тем, кто ее не слышит, принести радость другим, стать нужным и востребованным. Это так важно! Я и сама нередко испытываю подобные чувства.

    И когда готовлю юных артистов к выступлению, и когда «пою» руками сама.

    Кроме руководства художественной самодеятельностью, в мои обязанности входит еще работа с Татарским республиканским отделением ООО «ВОГ» и детской школьной организацией «Юный ВОГовец». Совместная работа взрослой и детской общественных организаций воспитывает у ребят дисциплину, ответственность, общественную активность и трудолюбие. Если уж пообещал что-то сделать на пользу общества – будь добр – сделай. Такие у нас требования к юным ВОГовцам.

    А еще я помогаю нашему Татарскому республиканскому отделению ООО «ВОГ» в организации спортивных мероприятий и конкурсов. Ведь наши ребята увлекаются и спортом. Школа славится своими спортивными победами. Сборные команды школы по футболу, борьбе, шашкам и шахматам – призеры соревнований России и Республики Татарстан. Выпускница школы Ольга Федорова – пятикратная чемпионка Сурдлимпийских игр, чемпионка мира, Европы и России по плаванию. Выпускники 2009 года: Гильфан Ногуманов – чемпион Республики Татарстан по мини-футболу, Алмаз Шайхрамов – чемпион Российской Федерации по вольной борьбе.

    Нынешняя ученица 10 класса Ольга Савина – призер первенства России по плаванию.

    Успешно решаются в школе-интернате вопросы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. Старшеклассники параллельно с учебой в школе овладевают профессиями: столяр резной мебели, швея и художник-оформитель.

    Наша школа активно сотрудничает с Университетом управления «ТИСБИ» – успешно окончившие школу ученики продолжают там обучение. Мы сотрудничаем и с кафедрой коррекционной педагогики Института развития образования Республики Татарстан. На базе школы ежегодно проводятся республиканские и городские семинары для учителей коррекционных школ.

    За 128 лет существования Казанской школы-интерната из ее стен вышло более 4 тысяч выпускников. Часть из них успешно реализовала себя в различных отраслях народного хозяйства, педагогической деятельности, сфере искусств, в профессиональном спорте. Мы гордимся своими выпускниками прошлых лет, среди которых инженеры-конструкторы: Г. Мехоношин, А. Керчиян, члены Союза художников России В. Булатов, А. Назаров, артист Драматического театра-студии мимики и жеста М. Музафаров, известные спортсмены: В. Ракитянский, Ф. Хузин, А. Мартюхин (борьба), Ф. Низамов (лыжный спорт).

    Одиннадцать выпускников, окончив Казанское педагогическое училище, вернулись так же, как и я, в родную школу в качестве педагогов. Есть наши бывшие ученики и среди выпускников Университета управления «ТИСБИ», Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, Казанского медицинского колледжа, Казанского художественного училища, Казанского театрального училища и даже Новосибирского технического университета. Все они, выпорхнув из нашего «ласточкиного гнезда», своим примером доказали, что невозможного в жизни нет, стоит лишь проявить упорство и волю.

    Далее: Учим никогда не сдаваться
    В начало

     
    Rambler's Top100