Ищем, экспериментируем,

движемся вперед!

Дата публикации или обновления 15.07.2016
  • Оглавление: Книга «Лоцман по жизни»
  • Глава 5. Дорога к знаниям

    Ольга Романенко кандидат филологических наук, доцент, преподаватель русского языка

    Ищем, экспериментируем, движемся вперед!

    Имея за плечами 22-летний стаж преподавания русского языка, в том числе 10-летний опыт обучения студентов-иностранцев, я не думала – не гадала оказаться в Казанском учебно-исследовательском и методическом центре для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху) (КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева).

    Что я здесь делаю? Как работать со студентами, которые меня не слышат? Как научить их понимать русскую речь? Как научить пользоваться возможностями нашего языка?

    Эти вопросы мучили не долго. Сложная, но интересная работа захватила меня и моих коллег (в штате кафедры 15 преподавателей, из которых четыре доктора наук, девять кандидатов наук, три профессора и семь доцентов), а также наших замечательных высокопрофессиональных сурдопереводчиков, имеющих огромный опыт работы.

    Вот уже третий год существует наш центр, но поиски лучших решений не прекращаются. Перед нами огромная задача – вооружить наших ребят достойными профессиями (в центре три направления обучения: «Радиотехника», «Материаловедение и технологии материалов», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»), научить их жить и работать в коллективе со слышащими, разбудить в них интерес к полноценной жизни.

    Первые три года в центре ребята проходят специальное обучение в группах по 8-9 человек. За это время они не только получают азы востребованных обществом профессий, но и проходят через социальную и речевую реабилитацию. 4 и 5 курсы – это интегрированное обучение, с переходом подготовленных студентов в общие потоки. Через пять лет наши ребята становятся бакалаврами.

    Когда я первый раз вошла в эту загадочную для себя аудиторию, лица студентов выражали недоверие и сомнение. Было видно, что они не веряни в наши, ни в свои собственные силы. «Что вы хотите, мы же инвалиды!» – это была их обычная реакция при встрече с трудностями.

    Сейчас студенты из первого набора учатся уже на третьем курсе. И процесс обучения еще очень далек от совершенства. Но самого главного, я думаю, мы все же достигли – теперь в глазах наших подопечных все чаще загорается огонек живого интереса, веры в себя и в нас, желания преодолевать трудности, ломать барьеры и стереотипы.

    Используя созданную учеными центра слуховую тренажерную систему «Бекар-С» и разрабатывая собственную методику слуховой реабилитации, мы тренируемся с ребятами слышать и понимать звучащую речь, учим их выражать с помощью языка собственные мысли и чувства, учим писать сочинения, читать научную и художественную литературу.

    Индивидуальный слуховой аппарат «Бекар» – изобретение уникальное.

    Он отличается принципиально новым подходом в коррекции слуха. Этот аппарат настраивается под индивидуальные возможности слуха и речи студента, а также производит коррекцию с помощью переноса звуков, которые студент не слышит, в слышимый им частотный диапазон. Центр возлагает на этот аппарат большие надежды! А пока мы ищем, экспериментируем – двигаемся вперед.

    Гордость нашего центра – учебные аудитории и лаборатории, оснащенные по последнему слову техники. У каждого студента на столе свой компьютер, связанный с компьютером преподавателя. Все занятия ведутся с помощью мультимедийной установки и интерактивной доски, что, безусловно, повышает эффективность работы и дает возможность заниматься со студентами по индивидуальным образовательно-реабилитационным программам. Если бы такие возможности были у слышащих студентов, они учились бы только на «отлично»!

    Однако наши ребята не только учатся. Они частые гости Национального музея РТ, Казанского Эрмитажа, музея ИЗО, выставочных залов. Они занимаются жестовым пением, организуют праздники. Среди них много спортсменов.

    Наши команды волейболистов (мужская и женская) недавно на чемпионате Татарстана заняли первые места среди спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. У университета есть базовый спортивный комплекс «Олимп», где студенты могут бесплатно заниматься своим любимым видом спорта, ходить в тренажерный зал.

    Продуман и быт наших студентов. Так как большинство из них приехали из других городов Татарстана и России, то у них есть возможность бесплатно жить в общежитии вуза, где им выделен целый блок здания. В общежитии с ними круглосуточно находится дежурный сурдопереводчик, к которому всегда можно обратиться за помощью, за советом.

    Остается добавить, что обучение в центре бесплатное, гарантированы повышенная стипендия для учащихся на «хорошо» и «отлично», социальная поддержка, бесплатные медицинские услуги. И самое главное – гарантировано трудоустройство по профилю подготовки, так как уже с третьего курса будущие специалисты прикрепляются к конкретным рабочим местам, на которые они выйдут после получения диплома бакалавра.

    У студентов есть хорошие перспективы профессионального трудоустройства в зависимости от направления обучения.

    Заканчивая свой рассказ о нашем уникальном центре, мне бы хотелось добавить только следующее: какие бы трудности и проблемы нас ни ждали, надо помнить всегда и везде, что только от нас зависит, во что превратятся наши мечты - в иллюзию, сказку или в реальность.

    Далее: Правила приёма в Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
    В начало

     
    Rambler's Top100