Феноменальность Посада

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • В чем феноменальность Посада?

    Автор статьи - Селиванов Н.Л.

    Итак, попробуем определить, чем же является Коломенский Посад.

    Начнем с отрицаний, то есть с того, чем он не является.

    Посад не является уникальным архитектурным комплексом, состоящим из редких и значительных архитектурных памятников.

    Посад не является ни природным, ни инженерным, ни эстетическим феноменом, как, например, Ниагарский водопад, Эйфелева башня или Версаль.

    Посад не является феноменальным историческим памятником, как, например, Бородинское поле или долина Айрон Бридж, где были построены первые в истории человечества железный мост и коксовая печь.

    Но что же такое особенное содержит в себе Коломенский Посад? В чем его значение?

    Когда-то Ахматова с ходу различила то свойство, которое летом 2009 года почувствовали и мы, работая в Коломне, — это особая темпоральность:

    «...Полноценно цедится минута

    На часах песочных...»

    Здесь иное ощущение времени. Что это означает? Это означает иную организацию жизни. Больше ничего. Но и этого достаточно, чтобы увидеть глубокое отличие двух представлений о времени — в контексте аварии на ядерной станции и в контексте организации посадок яблонь.

    А фактор времени меняет мотивационный контекст любой деятельности. Как, в то же время, позволяет определить доминирующий в данных условиях характер организации деятельности.

    В Коломенском Посаде мы видим реально сохранившийся уклад жизни, свойственный всем старым поселениям мира. Именно так человечество существовало до эпохи индустриализации.

    Естественным образом сложившаяся форма деятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и развитие жизни за счет взаимодействия с окружающей средой (ее преобразование и потребление), называется хозяйственной деятельностью. Хозяйствованием. Это особая форма существования, определяющая организационные, практические, культурные, эстетические, мотивационные, метафизические аспекты человеческой жизни.

    Индустриализация разрушила традиционную хозяйственную форму жизни, фундаментально преобразовав жизнь человечества. Мы не будем останавливаться на специфике индустриальной жизненной организации — фундаментально ее раскрывает Айрон Бридж.

    Но сегодня и индустриальная форма организации жизни, в свою очередь, меняется. Мы на границе электронной информационной эпохи. Человечеству явлена новая среда для осуществления своей деятельности — практической, организационной, культурной и т.п., и оно осваивает эту среду и с ней связывает свое представление о будущем.

    В контексте этого процесса совсем иное значение получает тысячелетний опыт хозяйствования в условиях нестабильной природной среды. Сразу хочу обратить внимание на то, что происходящие изменения жизни сопоставимы не с индустриальной революцией, а, скорее, с неолитической - когда была оформлена земледельческая хозяйственная форма существования. Именно тогда человечеством была выбрана для себя новая искусственно создаваемая среда обитания — земледельческая. Сегодня происходит нечто подобное — человечество переносит свою деятельность в новую искусственно создаваемую среду — электронную. А по своему характеру (точно диагностированному М. Макклюэном как «глобальная деревня») новая форма жизни в новой среде сравнима с хозяйственной деятельностью земледельца-садовода по целому ряду фундаментальных признаков, главными среди которых я бы выделил:

    - индивидуализацию всех форм деятельности (атомизацию);

    - создание и управление генеративными саморазвивающимися процессами;

    - постоянное осуществление порождающей деятельности на границе с хаотическими информационными процессами.

    Для России, как крестьянской страны (как, впрочем, и для Китая, для многих стран «третьего мира»), организация жизни в информационной среде во многом является естественным продолжением опыта традиционного хозяйствования. В пользу этой идеи можно привести пример о нашем понимании «справедливости» по отношению к средствам производства — компьютерным программам, заставляющим вспомнить о моральной экономике А.В. Чаянова.


    «Моральная экономика — понятие из исторической антропологии и социальной истории. Впервые ввел в употребление советский историк Чаянов и его коллеги. Они в двадцатые годы XX века доказали, что семейно-трудовое хозяйство, характерное для России, было нацелено не на получение прибыли, а на доставление средств существования его членам. В дальнейшем этот термин применил английский историк Томпсон. По его представлению, моральная экономика включала в себя народные представления о том, что законно и что незаконно. Сумму этих представлений Томпсон называет «моральной экономикой бедноты» (англ. moral economy of the poor). Грубые нарушения основных моральных понятий относительно производства и торговли вызывали волнения столь же часто, сколь и действительная нужда. Анализ требований бунтовщиков и всех их действий показывает, что главной их целью являлось восстановление строгого соблюдения норм этой «моральной экономики».

    Из Википедии.


    Вывод. Традиционное хозяйствование как целостную систему деятельности и развития индивида или небольшой группы нужно изучать во всей многоаспектной сложности и междисциплинарности. Это сегодня актуально. И еще большую актуальность в изучении Коломенского Посада добавляет понимание утраты традиционного уклада.


    «Вспомним о невосполнимой потере, заключавшейся в исчезновении крестьянства, являвшегося по преимуществу коллективной памятью, популярность которого в качестве предмета истории совпала с апогеем индустриального подъема».

    Пьер Нора. Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.


    Коломенский Посад вместе с кремлем чудом оказались за границей индустриальных процессов и поэтому сохранили хозяйственный уклад жизни и соответствующее этому укладу мировоззрение до наших дней.

    Историко-культурная репрезентативность и историческая универсальность посадской среды создают основания для понимания Коломенского Посада как единого, целостного памятника хозяйственной деятельности человека — универсальной культурно-практической, творческой, познавательной и экономической.

    Самую большую ценность представляет собой тот факт, что сложившаяся целостность посада и кремля является функционально живой формой, а не исторической реконструкцией.

    Не уникальность, а фундаментальная типичность памятника будет составлять основу его значения.

    Именно это понимание и может стать альтернативой стереотипному подходу к созданию экономической модели развития города за счет «автобусного туризма». Ориентация на создание познавательной историко-культурной инфраструктуры позволит ориентироваться не на массовую туристическую «раскрутку», а на специализацию и профессионализацию разных форм познавательной деятельности, которые и обеспечат жизнь («кормление» и развитие) городского организма.

    Итак, в коломенском «старом городе» мы сталкиваемся с памятником особого смысла и значения — сохранившимся памятником традиционного хозяйствования. А это уже вполне веское основание для сохранения и изучения этого памятника.

    Далее мы разберемся с двумя понятиями — «хозяйство» и «памятник» — подробнее.

    Далее: Хозяйство
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос