Придомовое хозяйство

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Усадьба Эмиля Липгарта.
    Придомовое хозяйство.

    Автор статьи - Ойнас Д. Б.

    В зону придомового пространства, кроме парадного двора, как правило, включались участки, легко обозреваемые из окон или с террас дома, и, несмотря на то, что находившиеся за его пределами, как бы являвшиеся частью его интерьера. Сюда следует отнести композицию с фонтаном и ближайший к дому боскет регулярной части парка.

    Некоторые соображения по боскету мы рассмотрим в следующем пункте, а здесь остановимся на композиции с фонтаном.

    Фонтан располагается перед северным фасадом главного дома. И чаша фонтана, и скульптурная композиция в его центре были выполнены из бетона. Насколько можно судить по руине скульптуры, это была композиция «Девушка с уткой» — один из популярных романтических сюжетов этого периода. Фонтан хорошо воспринимался не только с поверхности земли, но и со второго этажа дома, с застекленной террасы, непосредственно примыкавшей к участку, где, видимо, размещался зимний сад. Использование в дизайне дома больших окон способствует объединению сада и дома.

    В период модерна наблюдается тенденция экспансии интерьера в экстерьер — строительные и отделочные материалы, ранее использовавшиеся только внутри дома, теперь применяются для оформления патио, облицовки чаш бассейнов, да и сам подход к дизайну сада становится более тщательным и продуманным. Оба фактора в комбинации способствуют размыванию границ между домом и садом. А бассейн или фонтан еще больше усугубляют эту неопределенность, поскольку являются элементом, который может находиться как за пределами дома, так и внутри него.

    Сверху водоем даже более чем снизу воспринимался как зеркало, отражавшее не только окружающие его объекты, но и солнечные лучи, увеличивая санацию, важную для теплолюбивых растений и усиливая семантический образ места. Территория фонтана по периметру была окружена живыми стенами из цветочных кустарников, в частности кустами спиреи и розы морщинистой, а вокруг на площадке были установлены садовые диваны для отдыха. Таким образом, был сформирован своеобразный «собственный садик» структурно и символически более тяготеющий к дому, чем к парку.

    Достаточно четкая ориентация композиции по сторонам света позволяла композиции на протяжении всего дня утопать в отраженном пламени небесного светила. В Древней Греции зеркало — образ наполненного светом эфира, в котором божество видело свое отражение. Божество, воплощенное в некоем образе, так же смотрелось в зеркало: «И портик мраморный, водою окруженный, // Удвоен зеркалом озерным отраженный», — писал Ж. Делиль.

    Образ зеркала, которое было одним из мистериальных символов Диониса, был связан и с изучением собственной души, ее совершенствованием. Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны.

    Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. Таким образом, утопавший в кустах роз «собственный садик» в парке становился исключительным местом для уединенных размышлений, самосозерцания философа-любителя и для дружеских пирушек.

    Далее: Регулярная часть парка
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос