Парадный двор
Усадьба Эмиля Липгарта.
Парадный двор.
Автор статьи - Ойнас Д. Б.
Это, пожалуй, самая утилитарная часть комплекса. Но и она не была лишена декоративного садового оформления. А в общей композиции несла важную семантическую нагрузку.
Пространство парадного двора с севера ограничивалось главным домом, с запада — оградой и въездными воротами, на юге — группой служебных строений, в настоящее время утраченных (судя по плану 1913 года, в непосредственной близости к главному дому располагалась группа строений, состоящая из каменного ледника, сарая для топлива, конюшни, каретника, кучерской избы, коровника и избы для прислуги с кухней), на востоке - оградой сада и оградой площадки для игры в лаун-теннис.
Здесь, перед парадным крыльцом главного дома, была организована разворотная площадка — курдонер для конных экипажей и уже появившихся в это время автомобилей.
В центре курдонера был устроен парадный цветник в виде большой круглой «выпуклой клумбы». Въехав во двор и высадив пассажиров у парадного крыльца, кучер, обогнув клумбу, въезжал на хозяйственный двор распрягал лошадь и ставил экипаж в каретник.
Выпуклая клумба — очень популярная форма цветников в этот период. Как правило, они имели несколько ярусов оформления и имели регулярный орнамент. Такой цветник хорошо воспринимался как с поверхности земли, так и из окон дома. Приподнятая форма предоставляла большую площадь декоративного покрытия, создавала эффект пышности, объемности. Кроме того, такая форма цветника может выступать как самодостаточный и репрезентативный объект садового дизайна и не требовать дополнительных элементов оформления.
В центре цветника, по всей видимости, располагалась скульптура или цветочный вазон, что формировало еще один уровень оформления и создавало центральную доминанту композиции двора. Располагаясь посреди парадного двора, этот цветник выступал в качестве его организующего центра.
Насколько можно судить по некоторым сохранившимся структурам и насаждениям, с запада и востока двор был обрамлен посадками древесных насаждений. И, привлекая аналоги, можно предположить что периметр двора, кроме того, был оформлен цветочными кустарниками и цветниками-рабаткам и — одними из самых излюбленных цветников модерна.
Растения, цветы, цветочные орнаменты — без цвета и цветов трудно представить себе сад модерна. Сочетание цветов в садах этого стиля самое разнообразное. Главное не в преобладании того или иного тона, а в общем впечатлении изысканности и утонченности. Яркие и неожиданные комбинации цветов могут сосуществовать в разных частях одного сада, соседствуя с нежными розовато-лиловыми и белыми цветами.
Сюда же, на парадный двор, в теплое время года, как бы расширяя пространство сада из оранжерей, а их при усадьбе Липгарта было три, в кадках выносили экзотические деревья (цитрусовые, пальмы, южные красивоцветущие растения) и украшали ими пространство двора, выстраивая из них затейливые композиции. На клумбы высаживали теплолюбивые кустарники и травянистые растения — рядовые обитатели тропических и субтропических стран и необыкновенные для сурового климата средней полосы.
Именно тогда хозяин мог еще более почувствовать себя исключительным, избранным, обернуться вдруг философом и поразмышлять об утраченном Рае. Но с наступлением первых же холодов «Рай» сворачивали как театральные декорации и отправляли вновь на хранение в оранжереи и грунтовые сараи ожидать следующих благоприятных времен.
Далее: Придомовое хозяйство