Коломенский конструктор
Коломенский конструктор.
Автор статьи - Селиванов Н.Л.
В Коломне в августе 2009 года Мастерской художественного проектирования был осуществлен творческий исследовательский проект с целью выявления в истории и современной жизни города идей, которые могут представлять значение для культурного переосмысления целей развития города, определения его места и роли в современной России и мире. Речь идет об исследовании символических ресурсов или того, что может стать таким ресурсом.
В проекте участвовали молодые авторы, занимающиеся разными формами творчества — графическим дизайном и театром, рекламой и культурологией, декоративно-прикладным искусством и журналистикой, медиаискусством и архитектурой.
Всех авторов объединяло стремление найти актуальные пути для своего творческого развития, попробовать включиться в проектную деятельность в сфере культурного наследия, а также общая история обучения в Мастерской художественного проектирования.
Основу проекта составили семантические мини-проекты, осуществляемые в форме художественной интеллектуальной игры. Результаты игр систематизировались с помощью особой проектной методологии, разработанной мной в Российском государственном гуманитарном университете в 1997 - 1999 годах для студентов музеологов и искусствоведов, обучающихся по специализации «кураторство проектов современного искусства».
Отношение участников проекта к проблемам сохранения и актуализации культурного исторического наследия формировалось в русле идеологии программы «Трансгрессия», которую я развиваю, начиная с 1995 года (о трансгрессии см. ниже).
Проект получил название - «Коломенский конструктор», а детский развивающий конструктор стал его основной метафорой. Поэтому не случайно проект посвящен педагогу и мыслителю Фридриху Фребелю, создателю первого развивающего семантического конструктора, повлиявшего на формирование европейского художественного сознания в конце XIX и начале XX века.
По подобию развивающей системы Ф. Фребеля «Дары», участникам программы поэтапно были предложены «дары» — артефакты-метафоры, каждый из которых представлял очередное проектное исследовательское задание. В итоге весь цикл программы представляет ряд объектов: «Мишка из войлока», «Очки для сновидений», «Веревочка», «Бабочка», «Бомбочка», «Воронка», «Пирамидка».
Итогом работы мастерской стали гипотезы и проектные идеи, выраженные в форме художественных метафор.
Работу я предварил несколькими текстами, которые должны были создать общий философский контекст проекта.
С этих текстов мне бы и хотелось начать знакомство с нашим интеллектуальным путешествием.
Далее: Реальность прошлого