Хозяйство

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Коломенский Посад. Хозяйство.

    Автор статьи - Селиванов Н.Л.

    Выделение культурного и исторического значения хозяйственной деятельности человечества осуществил русский философ Сергей Булгаков в работе «Философия хозяйства. (Мир как хозяйство)».

    Философ резко отделяет свое представление о хозяйстве как творческой преобразующей деятельности от укоренившихся представлений:

    «Экономический материализм в бентамизме вульгаризуется и принимает резкие, угловатые и нередко карикатурные формы. Он вырождается в стремление объяснять все из жадности и видеть одну экономическую подоплеку в величайших движениях истории: история реформации превращается в историю свиноводства и землевладения XVI века, а история первохристианства — в историю рабства, латифундий и пролетариата в Римской империи и т. п. Бентам учил о том, что человек руководится в своей деятельности исключительно соображениями выгоды и пользы, хотя бы в самом широком смысле, и в них он видел критерий нравственности.

    Он был убежден, далее, что человеческие мотивы поддаются точному исчислению, и понимал социологию как нравственную арифметику. В ней утилитаризм с воодушевлением не меньшим, чем в экономическом материализме, мнил найти универсальное истолкование всех человеческих дел».

    Цель активности живого организма — питание: для сохранения энергии действия, подготовки возможности продолжать действие:

    «Под питанием в широком смысле можно разуметь самый общий обмен веществ между живым организмом и окружающей его средой, так что сюда относится не только собственно еда, но и дыхание, воздействие атмосферы, света, электричества, химизма и других сил природы на наш организм, насколько в результате его получается жизнетворный обмен веществ. Питание, еще шире понимаемое, включает в себя не только обмен веществ в указанном значении, но и всю нашу «чувственность» (в кантовском смысле), т. е. способность аффинироваться внешним миром, получать от него впечатления или раздражения чувств.

    Мы едим мир, приобщаемся плоти мира не только устами или органами пищеварения, не только легкими и кожей в процессе дыхания, но и в процессе зрения, обоняния, слуха, осязания, общего мускульного чувства. Мир входит в нас чрез все окна и двери наших чувств и, входя, воспринимается и ассимилируется нами. В своей совокупности это потребление мира, бытийственное общение с ним, коммунизм бытия, обосновывает все наши жизненные процессы».


    Хозяйство и познавательная деятельность

    «...познание есть трудовая, хозяйственная деятельность, преодолевающая раздвоение субъекта и объекта и приводящая к их взаимопроникновению. <...> И как всякий проект в хозяйственном акте содержит уже в себе модель будущего продукта, так и в процессе познания уже имеется налицо модель будущего знания или его проект в виде вопроса, тревоги, искания: без вопросов нет и ответов, и все наше знание суть ответы природы на запросы нашего духа. Все знание есть хозяйственное моделирование в ставимых вопросах будущих ответов.

    Объектом трудового воздействия является здесь внешний мир, но не в смысле пространственном или топографическом, а в идеальном: то, что находится сейчас вне сознания или под сознанием, но может быть освещено им, присоединено к его богатствам, есть объект познания, полный столь же безграничных возможностей, как и мир внешний в качестве объекта хозяйства...»


    Хозяйство как проектная моделирующая деятельность

    «Хозяйство, как постоянное моделирование или проектирование действительности, а вместе и объективирование своих идей, есть реальный мост из я в не-я, из субъекта в объект, их живое и непосредственное единство, которое не нужно уже доказывать, напротив, оно само должно, в качестве непосредственнейшего показания нашего хозяйственного опыта, лечь в основу дальнейших построений. Отношение между я и не-я есть отношение двух миров или двух энергий, находящихся в постоянном взаимодействии».


    Хозяин — демиург

    «В природе он должен быть сверхприроден. Он должен иметь ключи тайн природы, обладать способностью ее постижения. <...> Демиург в хозяйственном процессе организует природу, превращая ее механизм снова в организм, разрешая омертвевшие ее продукты в живые силы, их породившие; он делает природу, ставшую только объектом, снова субъект-объектом, восстановляет в сознании утерянное и позабытое единство natura naturans и natura naturata и тем превращает мир в художественное произведение, в котором из каждого продукта светит его идея, и весь мир в совокупности становится космосом, как побежденный, усмиренный и изнутри просветленный хаос. Поэтому победа хозяйства выражается в космической победе красоты. Отсюда пророчественное значение искусства как прообраза: «Красота спасет мир».

    Дело в том, что функциональной основой традиционного хозяйствования является хозяин — индивидуум, который, находясь в ситуации свободы как осознанной необходимости (то есть ограниченной и направляемой реальными процессами среды обитания), самостоятельно принимает решения, организует порождающую культурный мир деятельность, строит партнерские связи с другими хозяевами и т.п. Именно на такой атомарный уровень сегодня переносится внимание глобальной экономики.

    «Новый тип уклада связан с формирующимся типом собственности на трансферт, перенос технологий из одной области и использование этих технологий в другой области.

    Технологический трансферт осуществляется в особой "ауре", окутывающей актив или промышленную платформу — эту ауру образуют не информационные технологии в виде пресловутого IT, но эпистемические технологии (знаньевые), обеспечивающие возможность вычленять технологические решения...

    <...> "кластер или промышленная группа, — это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга" (лауреат Нобелевской премии Майкл Портер) <...> кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания». (Ю. В. Громыко, Институт опережающих исследований. Что такое кластеры и как их создавать?)

    Вот такой «фабрикой» может стать культурно-исторический и творческий кластер — Коломенский Посад.

    Далее цитируемый автор предлагает свою типологию кластеров, один из которых может быть отнесен к музейно-проектной деятельности, развиваемой в Коломне.

    «Третий тип кластера следовало бы назвать ультраструктурный (в противоположность к инфраструктурному), метапромышленный кластер. На его основе создается промышленность по преобразованию существующих типов промышленности».


    Очевидно, что речь сегодня идет о хозяйствовании в иных сферах, которые могут быть определены как знаньевые, или сферы познавательно-информационные. Не углубляясь в критику явного методологического натурализма цитируемого автора, мы попробуем определить основы этих сфер. И вот тогда в процессе феноменологической редукции мы обнаружим, что речь идет о практико-ориентированных знаково-символических системах. А основой нового уклада мировой экономики становятся символические ресурсы.

    И это естественно, если понимать, что любая хозяйственная деятельность устанавливает мировоззренческую связь человека с Миром. Первоначально это тотемное мировоззрение. Тотем - знак группы. Группу объединяет кормящая функция тотема (кстати, многое живо и сейчас — знаки промышленных групп и логотипы корпораций, униформа и т.п.). В рамках тотемного мировоззрения влиять на среду можно волшебными, магическими средствами.

    С укоренением оседлых форм жизни тотемное мировоззрение заменяется на более сложную, символическую систему «Я и Мир». Образными метафорами системы «Я и Мир» становятся Зерно и Сад, — центральные понятия развивающихся при оседлом образе жизни основных форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих кормление.

    Но господство над Садом не произвол, а ответственность, законосообразность.


    Реальность Мира, в котором действует хозяин-демиург, определена особенностями окружающей его, внешней, по отношению к его телесности, физической среды, определена окружающим ландшафтом.

    Выживаемость человеческого сообщества в конкретном ландшафте тысячелетиями обеспечивалась механизмом аккумуляции и передачи опыта взаимодействия с этим ландшафтом. Этот механизм — есть культура. Культура обладает возможностью подготовки новых поколений к жизни в среде обитания, возможностью управления самыми разными жизненными процессами — от физиологических (потребления, отправлений, размножения), до реорганизации жизни, приспособления к изменениям и моделированию будущего. Это управление осуществляется с помощью символических систем, рожденных в контексте конкретного ландшафта..

    Климат, пространственная специфика среды, сложившаяся биологическая система являются основой ландшафта, предопределяющей особенности той символической системы, которая здесь, в данном месте, формируется. Но следы человеческой, преобразующей мир деятельности уже давно являются наиболее значимыми элементами окружающего ландшафта (заметными, символически нагруженными, актуальными для восприятия). Более того, сегодня их значение является определяющим. Это значит, что искусственно созданная человеком среда обитания — культурный ландшафт — стала доминирующим механизмом развития новых поколений, управления социальными процессами.


    Здесь уместно вспомнить о том, что мировоззрение ребенка, выросшего на фоне казарм, будет сильно отличаться от мировоззрения, сложившегося на фоне яблоневого сада.

    Это понятная и абсолютно банальная истина и вроде бы принятая всеми.

    Мне бы хотелось эту понятность расшифровать, сделать ее более наглядной.

    Революционное изменение сложившегося культурного ландшафта (совсем не эволюционное, не синхронное развитию человеческой жизни), выражающееся в разрушении или бездумной реорганизации значимых элементов среды разрушают основную, я бы сказал, «несущую» символическую систему, управляющую жизненными процессами каждого человека (см. выше).

    Такие трансформации разрушают возможность самоорганизации человеческого сообщества как биологического вида. То есть антигуманны по своей сути и особенно агрессивны по отношению к виду «человек разумный» в современной ситуации стихийно развивающихся процессов реорганизации жизни. У человечества других механизмов для самосохранения — кроме культуры — нет. При этом нужно понимать, что у каждого конкретного человека, но уже как асоциального животного, для борьбы за выживание и для реализации своих специфических потребностей такие средства найдутся.

    А теперь давайте подумаем, что происходит вокруг? Как меняется наш культурный ландшафт?

    Далее: Памятник
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос