Многие века назад

Дата публикации или обновления 05.06.2021
  • К оглавлению: Книга «Храм Рождества Иоанна Предтечи»
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи.
    Многие века назад.

    Первые упоминания о землях, на которых впоследствии возник храм Рождества Иоанна Предтечи, относятся к глубокой древности. Когда-то в этих краях жило угро-финское племя «меряне», о чем свидетельствуют археологические находки и сохранившиеся до наших дней названия близлежащих земель и рек: Гжель, Борщево, Отра, Пахра, Ольсоватка, Суханка.

    Вблизи озера Глушица через Москву-реку пролегал древнейший путь, освоенный еще до первых славянских поселений. Славяне появились в этих краях лишь в XI-XII веках, когда Киевская Русь стала терять свое былое могущество под напором степняков с юга. От натиска славян финские племена были вынуждены уходить в леса дальше к северу.

    Первое письменное упоминание об этом крае содержится в Духовной грамоте великого князя Ивана Калиты, написанной им перед вынужденным отъездом в Орду в 1328 году. Согласно свидетельствам, в далеком прошлом в этих местах пересекались водная и сухопутная дороги, ведущие из Коломны в Москву.

    А там, где сейчас находится село Вертячево, располагались переправа и застава - военный дозор, охранявший подступы к стольному граду Москве.

    После смерти великого князя Ивана Калиты эти земли отошли к его сыну Симеону Гордому, затем достались сыну Дмитрия Донского Ивану, после него - внуку Василию Темному и, наконец, правнуку Дмитрия Донского Ивану II. Последним наследником этих земель по линии Дмитрия Донского был князь Андрей, после смерти которого они, по указу Ивана Грозного, были отписаны на царское имя «в дворцовое ведомство» в 1562 году.

    Согласно преданиям, по сей день бытующим в близлежащих деревнях Клишева, Заболотье, Вертячево, по этим местам проходило войско Дмитрия Донского в Троице-Сергиеву Лавру - для получения напутственного благословения от преподобного Сергия Радонежского на Куликовскую битву.

    Впоследствии здесь останавливался и сам Сергий по пути в Коломну, где он освящал Старо-Голутвин монастырь. Обитель сию на месте, называемом Голутвино, что в четырех верстах от Коломны, великий князь Дмитрий Иоаннович пожелал воздвигнуть в ознаменование одержанной победы на Куликовом поле. Он усердно просил Преподобного благословить выбранное место и заложить там церковь, и святой Сергий, движимый любовью к князю, исполнил его прошение. Великий Радонежский подвижник имел обычай любой путь преодолевать пешком. Говорят, что в местах его ночевок на пути в Коломну промыслом Божьим возникали монастыри и храмы. Один из них -в селе Жилино, другой - на расстоянии дневного перехода - в селе Новорождественном. Быть может, именно благодаря остановке святого старца в Новорождественном и зажегся в этих краях благодатный огонек духовной жизни...

    Возникновению храма Рождества Иоанна Предтечи предшествовал основанный в честь святого монастырь. В монастыре было две церкви - Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы с приделом Николая Чудотворца. Время его появления относится к правлению Ивана Грозного, когда часть земель из дворцовой Бронницкой волости была отдана в вотчину служилым людям царя - опричникам. Им же царь поручил организовать здесь переправу через Москву-реку для лучшего осуществления связи Москвы с Коломной и другими крупными городами этого направления. Основание монастыря и переправы при нем дало начало селу с красноречивым названием Новорождественное.

    После смерти Ивана Грозного и упразднения опричнины монастырь Иоанна Предтечи постепенно пришел в упадок и прекратил свое существование. Разорение его приходится на Смутное время, примерно на 1606 - 1612 годы. Старые храмы монастыря не были восстановлены, а на его месте осталось лишь село Новорождественное с храмом Рождества Иоанна Предтечи.

    В 1631 году бывшие монастырские земли были возвращены в дворцовое ведомство, что способствовало процветанию села и сделало его центром торговли. За селом числилось шесть лавок, перевоз через Москву-реку («кабак у перевоза и сам перевоз на откупе у крестьян за Алешкой Блином да за Ариском Григорьевым, а откупа платят по десяти рублев») и невиданно много земли («монастырская земля вся - пашня, луга и пустоши - отписаны на патриарха Филарета Московского и всея Руси и ныне та монастырская земля на оброке за Иваном Носовым, -оброк платить на государеве патриарше дворе, да на монастырской земле во дворе поп Яков, Пустошь Гора, по обе стороны Борисоглебского озера, а к ней припущены починки»).

    По переписи 1б4б года в селе Новорождествен-ном насчитывалось 190 дворов, в которых проживало 1 660 «лиц мужска и женска пола». Для сравнения, в соседнем селе Ново-Троицком (ныне город Раменское) в те же годы проживало всего 334 человека.

    До наших дней дошли скупые записи о жителях села Новорождественного. Первым церковным старостой села был «крестьянин Ариска Григорьев, а в селе была при царе Михаиле церковь деревянная, а у церкви во дворе поп Никита, да во дворе дьячок Никифор Семенов, да пономарь Ивашко Пахомов». Из записи, сделанной в 1680 году, известно, что у «церкви во дворе поп Артемий Самойлов, во дворе просвирница Меланья Григорьевна».

    В 1710 году Петр I пожаловал село Новорождественное и Раменскую волость графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в награду за подавление восстания в Астрахани. Мусин-Пушкин был представителем древнего дворянского рода, ведущего свою родословную с XV века.

    В 1710-1717 годах он исполнял обязанности начальника Монастырского приказа, в 1711 году был назначен сенатором, а в 1726-м, уже после смерти императора, - докладчиком сенатора и президента Коммерц-коллегии Екатерины I.

    В 1722 году село Новорождественное было пожаловано ему в вечное владение, а в мае 1728 года, незадолго до смерти, Иван Алексеевич обратился к духовным властям с просьбой построить в его вотчине вместо ветхой деревянной церкви каменный храм. Прошение его было удовлетворено, и в 1730 году, когда после кончины графа село перешло во владение его сыну, Платону Ивановичу, в Новорождественном было окончено строительство двухэтажного каменного храма Рождества Иоанна Предтечи с двумя престолами. На первом этаже находился престол св. Николая Чудотворца, на втором - св. Иоанна Предтечи. Таким образом, в Новорождественном праздновали два престольных праздника: зимой - в декабре, летом - в июле. Праздник Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по старому стилю) отмечался особенно торжественно.

    Построенный храм отличался красотой архитектуры и был богато украшен. На первом этаже при входе висела картина «Страшный суд», на второй этаж вела мраморная лестница. Внутреннее убранство храма впечатляло множеством икон в позолоченных киотах, убранных жемчугом и другими драгоценными камнями, а также выразительной росписью сводов на темы библейских сюжетов. Необычайно красивыми были Царские врата и богатейшее мраморное Распятие.

    Среди многих старинных икон особо чтили древнюю икону Новодворской Божией Матери. Изначально она принадлежала старинному роду князей Хромых-Волконских-Орловых, которые впоследствии передали ее в дар церкви. Был в храме и список с чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери. Согласно летописи, с ней совершались крестные ходы во время болезней, и она не раз спасала селян от бедствий.

    От храма далеко вокруг разливался удивительно мелодичный колокольный звон. Один только колокол «Благовест» весил 650 пудов.

    Славился храм Рождества Иоанна Предтечи и своим хором: духовное исполнение церковных песнопений считалось одним из лучших в округе.

    В 1740 году, после ссылки Платона Ивановича Мусина-Пушкина за участие в кружке Артемия Волынского в Соловецкий монастырь с «урезанием языка», село Новорождественное вновь поступило в казну. А через три года по повелению императрицы Елизаветы Петровны бывшие земли опального графа были переданы «на вечное владение» видному государственному деятелю графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.

    Затем в 1766 году село и вся Раменская волость (12 деревень с площадью почти 20 тысяч десятин земли и леса) были пожалованы Екатериной II князю Михаилу Никитичу Волконскому, племяннику А.П. Бестужева-Рюмина.

    С 1786 года владельцем земель стал сын Волконского Павел Михайлович, проявивший себя как энергичный и толковый хозяин. В те годы в селе стояло 111 дворов и проживало 885 человек. Центром вотчины Волконских оказался бывший погост у Борисоглебского озера, где Павел Михайлович выстроил на берегу двухэтажный охотничий дом, разбил парк и завел зверинец. Так возникло село Ново-Троицкое, впоследствии переименованное в Раменское.

    Однако несмотря на то, что Раменское постепенно становилось центром волости, Новорождественное оставалось самым крупным в имении. Село было знаменито своими ярмарками, которые проводились ежегодно в дни православных праздников. В большинстве сел такие ярмарки ограничивались одним днем, а в Новорождественном это было целое событие. Ярмарка открывалась в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи и длилась три дня - с 7 по 9 июля (с 23 по 25 июня по старому стилю). Оборот ярмарки в Новорождественном порой доходил до 60 тысяч рублей, и это было немало, если учесть, что за корову тогда платили около пяти рублей.

    С разрешения Епархиального начальства служители храма выстроили на земле, принадлежащей причту, деревянные лавки, которые в ярмарочные дни сдавались торговцам. Указом Московской Духовной Консистории от 1 ноября 1886 года определено было от всего ярмарочного сбора получать причту 40 рублей. Мирную жизнь селян прервала Отечественная война 1812 года, когда отряды французской армии добрались до Новорождественного. В этих местах Кутузов осуществил свой знаменитый «Тарутинский маневр», когда после сражения на Бородинском поле армия была отведена из Москвы в Тарутино, а потом под Калугу.

    Под видом отступления русской армии Наполеона заманили на Рязанскую дорогу, где он буквально сбился с ног в поисках русских войск. Как известно, в этой войне немаловажную роль сыграли партизанские отряды, которые нападали на французов в лесах. В Бронницком уезде отрядом партизан руководила некая "героическая жена" по имени Матрена. Она помогла жителям села Новорождественного спрятаться в лесах во время наполеоновского нашествия, чем спасла их от разорения и неминуемой смерти.

    В селе существует легенда, что, отступая от Москвы, Наполеон зарыл где-то в Новорождественном миллион золотых. Говорят, что весной после паводка жители находили на берегу реки золотые монеты, которые то ли поднимались со дна, то ли вымывались подземными водами вместе с грунтом. Так это или нет - никому не известно, но одну из улиц села стали называть Миллионной. Было у улицы Миллионной и другое, весеннее название - Грачи. В конце марта на этой улице стоял многоголосый гам: грачи вили здесь свои гнезда. В начале XIX века Новорождественное вновь сменило владельцев. По цепочке браков село перешло от Волконских к князьям Голицыным-Прозоровским.

    К этому времени относится один из немногих сохранившихся до наших дней документов о храме. В январе 1825 года архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от священника храма Рождества Иоанна Предтечи Петра Алексеева с причтом, от церковного старосты крестьянина Афанасия Никифорова и всех прихожан храма было подано прошение разрешить им построить новую колокольню: «При означенной церкви колокольня каменная ветха и во время звона трясется, на церкви железная кровля, крашенная зеленою краскою, полиняла.

    Посему Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим колокольню каменную по приложенному при сем плану вновь нам на церковную и от доброхочих дателей сумму построить и на церкви кровлю покрасить дозволить, учинив о сем Милостивейшую Архипастырскую резолюцию». Прошение подписали священник Петр Алексеев, диакон Иван Борисов, дьячок Егор Львов, пономарь Егор Алексеев, за церковного старосту, по его просьбе, а также «за весь мир» крестьянин Новорождественного Степан Степанов, мирской староста села Кузьма Григорьев и управляющий имением капитан-лейтенант Иван Макаров.

    Время шло, а решение вопроса о постройке новой колокольни затягивалось. Прождав несколько лет, причт и прихожане решили употребить собранные деньги на иное благое дело - отлить большой колокол, о чем также подали прошение архиепископу Филарету: «Означенная церковь каменная двуетажная ни в чем никакого недостатка не имеет и как церковного утварью, так и всем достаточна. Ныне же желаем иметь при оной церкви колокол весом в триста пудов, а может быть, и более с прибавлением к кошельковой суме доброхотнаго довольно значительнаго нашего на оный пожертвования; к чему без Вашего Высокопреосвященства дозволения приступить не можем. Посему Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим новый колокол слить дозволить, ниспослав на сие Милостивейшую и Архипастырскую Вашу резолюцию».

    Разрешение получили довольно скоро, и колокол был отлит. Об этом свидетельствует ответ причта после наконец-то полученной положительной резолюции на прошение о постройке колокольни, пришедшей из Духовной Консистории в конце 1831 года: «За долговременным отсутствием разрешения, отчаявшись оное получить, рассудилось обще всем нам слить новый колокол, который прошлаго 1830 года августа 1 дня с дозволения Его Высокопреосвященства слит в 4б9 пуд и 25 фунтов и в то же время благоуспешно на колокольню повешен, заплачено за него 20 500 рублей, в то число суммы пожертвовал священник Петр Алексеев Хавский добровольно собственных своих денег 1 608 рублей, да прихожане без малого тысяч пять рублей. Колокольня по освидетельствованию частных архитекторов и искусных опытных каменного строения подрядчиков еще безвредно существует и существовать может. Но как скоро достаточная на построение новой колокольни по изданному опробованному плану денежная сумма (не менее 11 тысяч рублей - прим. авторов) и значительные от священника Хавского и приходских людей пожертвования собраны будут, то с Божьей помощию непременно приступим к постройке оной».

    Однако о том, удалось ли осуществить задуманную реконструкцию церковной колокольни и когда именно, документальных свидетельств не сохранилось. Наряду с этим, видимо, были утрачены документы о том, кем и когда были пристроены к храму боковые галереи, подробно описанные уже в 1909 году благочинным 1 -го градского округа Бронницкого уезда, настоятелем собора Михаила Архангела города Бронницы протоиереем Василием Толгским: «Оба храма, как верхний, так и нижний, очень тесны, а нижний, кроме того, имеет еще и низкие своды. Построенная 170 лет назад (в 1730 году) церковь эта, по всей вероятности, и этою вместимостью удовлетворяла вполне тогдашней вотчины здесь графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина, но с течением времени, когда население места значительно разрослось, она оказалась весьма недостаточною. В этих, вероятно, видах приделаны к ней с обеих сторон также двухэтажные галереи, нижния каменныя, представляющия из себя три открытыя арки, служащия как бы подмостками верхним, деревянным, крытым с окнами галереям, которые идут от алтаря».

    В середине XIX столетия хозяйкой процветающего села в 8 704 десятины земли, на которой в 1859 году стояло 558 дворов и проживал 1891 крестьянин, являлась жена Александра Федоровича Голицына-Прозоровского Мария Александровна (урожденная Львова). С 1861 года, после крестьянской реформы, сельчане получили от Голицыных-Прозоровских вольную, а к ней и «сиротские» наделы во владение. Теперь им самим предстояло управлять жизнью родного села. Решающим органом власти стал сход, в который входили все домохозяева без ограничения пола и возраста.

    Любое дело на сельском сходе решалось большинством голосов присутствующих. Избираемый на определенный срок староста являлся исполнителем постановлений схода и, в свою очередь, наблюдал за выполнением сельчанами своих обязанностей. Тогда же на селе получило развитие кустарное ткацкое производство и красильное дело. Разъезжая по деревням Бронницкого уезда, жители продавали крашеные ткани, а иные предпочли земледелию работу на Раменской текстильной мануфактуре.

    В 1872 году в селе было открыто земское училище. Десять лет спустя там обучались 38 мальчиков и 3 девочки. А в 1899 году село Новорождественное уже насчитывало около 600 человек «грамотных и учащихся». Однако и служителями храма, и сельчанами все явственнее ощущалась необходимость в церковно-приходской школе для девочек. Открытие ее состоялось в октябре 1901 года. Вот как описывает это знаменательное для Новорождественного событие священник храма Михаила Архангела села Михайловская Слобода Иоанн Вишняков: «21-го октября 1901 года в селе Новорождествене Бронницкаго уезда торжественно совершено было освящение женской церковно-приходской школы, настоятельная нужда в которой здесь особенно давно ощущалась даже при существовании больших размеров здания земской школы. Мысль об открытии такой школы была близка сердцу о. Сергия Никольскаго с первых дней его служения в качестве священника Церкви Божией.

    Три года тому назад, заняв здесь место священника, он стал прилагать свои заботы к открытию школы, и только в настоящее время это благое дело получило свое завершение, благодаря сочувствию и заботам благотворителя храма Андрея Петровича Ковалева, благоволившаго уступить свой дом под школу.

    Торжество началось Божественной литургией, которую совершал священник о. Александр Троицкий с о. Сергием Никольским. По окончании богослужения присутствовавшие в храме со святыми иконами, при колокольном звоне, направились в школу. Впереди был несен образ преподобнаго Саввы Звенигородскаго, данный о. Сергию преосвященным Парфением в благословение школы.

    По прибытии совершено было водоосвящение и отслужен молебен пред началом учения. По окончании молебна были провозглашены обычныя многолетия, с присоединением многолетия благотворителю и попечителю школы рабу Божию Андрею. Затем о. Сергий обратился с речью к попечителю школы АЛ. Ковалеву выразив от лица всех искреннюю, сердечную благодарность ему по поводу великаго, радостнаго, давно желаемаго события - открытия и освящения женской церковно-приходской школы. При этом была поднесена ему икона Спасителя от участников знаменательнаго торжества. Приняв святую икону и облобызав ее, А.П. Ковалев отблагодарил инициатора построения школы о. Сергия, ответив глубоко-прочувствованною речью, в которой выразил свою любовь к родному краю».

    Уроженец Новорождественного, московский купец 1-й гильдии Андрей Петрович Ковалев поистине являлся благодетелем для родного села. Этот человек доказал примером своей жизни, что не перевелись еще на русской земле люди, ставящие превыше личного блага помощь другим. Для церковно-приходской школы, созданной при его самой горячей поддержке и участии, он пожертвовал свой собственный, довольно большой дом, предварительно расширив его. И в дальнейшем А.П. Ковалев продолжал поддерживать школу и заботиться о ней, снабжая учениц всеми учебными пособиями и «все старания употребляя, чтобы учебно-воспитательное дело шло свободно и наивозможно успешно в духе русского благочестия». В 1905 году за устройство церковно-приходских школ в селе Новорождест-венном, а также на Московском Семеновском кладбище, он был награжден большой серебряной медалью на Александровской ленте.

    А.П. Ковалев был постоянным благотворителем и «своей родинной Предтечевской села Новорождествена церкви», при которой он даже состоял церковным старостой с 1890 по 1896 годы. Движимый любовью к своему родному селу и дорогому для сердца храму, он принимал самое активное участие в его благоукрашении. За усердие и материальную поддержку при обновлении храма Рождества Иоанна Предтечи в 1896 году он был награжден большой серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. А 22 октября 1907 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, было совершено освящение обновленного и благоустроенного нижнего храма, «единственным благотворителем и благоукрасителем которого, равно как и верхнего», был также А.П. Ковалев.

    ...Богатое убранство храма, с такой любовью и усердием создаваемое прихожанами, иной раз привлекало внимание лихих и нечестивых людей. Однажды ночью 1902 года, когда жители села мирно спали, в храм попытались проникнуть четверо грабителей. Сторож храма Яков Петрович Трусов пробовал было увещевать нападавших, но, видя, что уговоры не помогают и воры продолжают ломать дверь, бросился на колокольню и начал бить в набат, чтобы созвать народ. С первыми ударами колокола грабители, успевшие прорваться внутрь, взбежали на звонницу. В завязавшейся борьбе они сбросили Якова Трусова с пятидесятиметровой колокольни...

    Но им не удалось уйти безнаказанными. Все село, разбуженное колокольным звоном, собралось у храма. При поимке воров одного из них там же замяли до смерти.

    Вероятно, грабители не случайно выбрали время нападения, так как именно в этот день у одного из родственников Якова Петровича праздновалась свадьба. Видимо, воры не ожидали встретить никакого сопротивления, но их расчеты не оправдались... Ценою своей жизни Яков Трусов защитил святыни от расхищения.

    Прихожане с почестями похоронили Якова Трусова во дворе храма, слева от алтаря. В благодарность и память о подвиге односельчанина было установлено резное надгробие из серого мрамора. С тех пор его могила почиталась народом и всегда была украшена живыми цветами...

    Жители Новорождественного, будучи глубоко набожными, не могли надолго разлучаться с Божьим храмом и радостным церковным общением. Подтверждение тому мы находим в сохранившихся архивных документах. Так, часть сельчан, временно проживавшая в помещениях фабрики при селе Раменском, была выселена из корпусов.

    В самом Новорождественном селиться было неудобно, поэтому между фабрикой и селом составился отдельный поселок более чем из 50 домов. Его жители, не имея на территории поселка отдельного храма, подали прошение на имя Епископа Дмитровского Трифона о строительстве деревянной часовни.

    9 июня 1910 года разрешение на строительство было с радостью получено. Часовню построили на средства благотворителей: князя Голицына-Прозоровского, конторы фабрики П. Малютина при селе Раменском, а также ее директора, и, конечно, жителей села Новорождественного.

    Всего к 1917 году в процветающем селе помимо храма было пять часовен, на каждой улице своя: на Московской - часовня, освященная в честь иконы Божией Матери «Смоленская», на Раменской - в честь св. благоверного князя Александра Невского, на улице Миллионной - часовня св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, на Прозоровской улице - часовня, построенная в честь пророка Илии, на Москворецкой - в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Кроме того, в Новорождественном действовало два учебных заведения - земская и церковно-приходская школы, был даже свой летописец Петр Семенович Ленков, который записывал все значимые события в России и родном селе, начиная с 1900 года.

    Казалось, и дальше жизнь сельчан будет идти размеренно, своим чередом, с молитвой и упованием на Бога. Словно ничего не предвещало надвигающихся тяжелых перемен. Но они неумолимо приближались...

    Далее: Разрушенный до основания
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос