Покаяние в грехах

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло.
  • Покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию.

    То же самое утверждает св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное, покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, — исправление нравов, а не усиление пороков во время самого разгара войны. Праведное небо не может быть в общении с человеческими неправдами. Какое может быть общение света со тьмою, правды с беззаконием, — Христа с сатаною? (2 Кор. 6, 15). Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и делают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния и печали о грехах, прогневляющих Бога. От Бога отступили мы — и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле — и скоро увидим, к чему она приведет или привела уже».

    Эта «своя» воля, отвержение заповедей Господних, творение всякого нечестия неоднократно приводили наш народ к великим бедствиям. И подобно тому как в народе избранном была видна карающая рука Господня за грехи его и помилование от Господа за покаяние, так и в истории русского народа посылаемые Богом бедствия служили средством отрезвления от греховного сна, приводили к глубокому покаянию, возвращению к истинной вере, к Церкви и подвигали тем самым Господа к прощению грехов народных и к обильному подаянию помощи и заступления.

    В период, последовавший за правлением Владимира Мономаха и его сына Мстислава, началось обособление русских областей под управлением различных ветвей княжеского дома, которые приобретают черты самостоятельных местных династий. Понятие о старшинстве в княжеском потомстве запутывается вследствие его разрастания и обособления; все чаще возникает соперничество племянников с дядьями; начинает все больше действовать право более сильного и более отважного. В Киеве ужесточается борьба за власть. Распри, начавшись в семье Мономаховичей, были потом охотно поддержаны черниговскими Ольговичами, и постепенно вся Русь оказалась втянутой в междоусобную братоубийственную войну.

    Понимание, что всякая власть — от Бога и что князь есть Божий слуга, требовало от подданных князя повиновения и почитания. Однако отход княжеской власти от действительного ее предназначения, чрезмерное увлечение взаимным соперничеством стали причиной охлаждения народа к власти, равнодушия к ней и нежелания исполнять ее волю. Произошел разрыв между властью князей и народом.

    Усобицы — страшный и главный грех Русской земли, порожденный алчностью и гордыней князей и их окружения. Гордыня, самонадеянность, жажда личной славы нередко были причиной страшных бед. Княжеские усобицы на Руси — отступление от главного закона христианского — закона любви к ближнему. На Руси же к тому времени позабыли о братской любви, заразившись жаждой взаимоуничтожения. Андрей Боголюбский убит заговорщиками, брат его Глеб отравлен киевскими боярами. В Боголюбове и Владимире совершаются грабежи и убийства и удельные князья предаются страсти взаимного соперничества. Формируются даже союзы враждующих князей. В междоусобной Липецкой битве (1216) под Юрьевом-Польским только в полку великого князя Юрия Всеволодовича погибло более 9 000 воинов, а общее число погибших составило почти 20 000. Такая практика становится тормозом для укрепления на Руси единой самодержавной власти. И чаша Божиего терпения оказалась переполненной.

    Татаро-монгольское нашествие прошло по Русской земле как смерч, уничтожающий все живое: никакой пощады не было ни детям, ни женщинам, ни старикам. Все культурное наследие Древней Руси было уничтожено.

    Весной 1237 года монгольские войска двинулись на Русь. Враг стоял у ворот, а князья продолжали выяснять, кто родовитее, кто сильнее и славнее.

    Получив известие о появлении татаро-монголов в южных русских степях и просьбу о помощи, великий Киевский князь Мстислав Росманович похвалялся, что он непобедим. Не оказав вовремя помощи Мстиславу Галицкому, он окончил жизнь на реке Калке позорной смертью под досками пирующих на них татар. Павших в битве было множество, в том числе шесть князей.

    Казалось, что сама природа стремилась пробудить обезумевшую Русь. Летописец рассказывает, что небо предвестило трагедию многими знамениями: река Волхов шла вверх пять дней; кровавая звезда целую неделю появлялась на Западе; солнце утратило свое обыкновенное сияние и восходило без лучей, подобно месяцу.

    Зимой 1239—1240 годов Батый опустошил южную Русь и Киев. В южной Руси были разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, города Волынский и Галицкий. В Киеве погибли все главные святыни — Киевский Софийский собор и Десятинный храм. Печерская лавра была разрушена, монахи ее разбежались. Краса земли Русской — Киев обратился в поселение, где оставалось всего 200 домов, Южная Русь была обращена в сплошную пустыню.

    Монголы продолжали кочевать по южным степям и были постоянной грозой для народа.

    Татары представляли великую и несокрушимую силу. Они использовали в борьбе с Русью разрушительную военную технику, в том числе стенобитные машины, которые пробивали стены русских крепостей, а также камнеметы, порох и сосуды с горящими жидкостями. А Русь была раздробленной, князья не имели согласия между собой, и отдельные небольшие княжества были легко поодиночке разгромлены врагом.

    Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население страны, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными. Из 74 городов на Руси в XII—ХIII веках около 50 были разорены. «Церкви исполнены трупья, наполнены телес мертвых». «Бесчисленные головы и кости мертвых людей» лежали без погребения даже шесть лет спустя после татарского погрома. После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык» на княжение.

    Несмотря на весь трагизм того времени, промыслительно оно имело и положительное значение: русским князьям, которые никак не могли между собой примириться, пришлось расстаться со спесью и усмирить гордыню.

    В премудром намерении Божия Промысла иго монголов было мерой любви, врачевания для нравственных болезней русского народа. Общее бедствие прежде всего пробудило в народе чувство покаяния. Народ осознавал, что он — народ христианский, а властители его — неверные. Вера христианская ободряла народ в скорбях, в трудах. Так Промысл Божий во время господства Золотой Орды хранил на Руси веру православную. В то время, когда была эпоха Возрождения язычества на Западе, святители Церкви Русской сохранили для всех последующих поколений неповрежденными веру в Евангелие Христово, учение апостольское и отеческое благочестие. Христианство, как свет, осветило все устои жизни наших предков, духовные и мирские.

    Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти, вразумление Божие, направленное на то, чтобы, видя в Церкви единую опору Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое предназначение. Русь молилась, каялась, терпела и ждала — когда благоугодно будет Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей искусных и мудрых и возродить страну.

    Хан Мамай стремился уничтожить Православие на Руси. К его войску спешила на помощь польско-литовская рать католика Ягайлы, но было уже поздно, чаша гнева Божия была уже испита русским народом. Прп. Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и направил с ним двух воинов-иноков — Пересвета и Ослябю. Скрепленная молитвами святого Сергия, покаявшаяся Русь уже в состоянии была не только выстоять, но и победить на Куликовом поле.

    Поскольку Мамай намеревался искоренить веру Христову, Церковь и ввести идолопокло-нение, то он был явным богоборцем. И Христос, зная, что среди россиян много есть и в потомстве их будет много истинных Его учеников, благоволил сохранить и защитить Свою Церковь и народность Святой Руси. Невидимое водительство при содействии всех русских святых и Богородицы было явлено в борьбе с Мамаем. Дух ревности подвигнул братьев Андрея и Димитрия Ольгердовичей идти на помощь Москве и привести 70 тысяч кованой рати. Внушен был дух нерешительности и страха Олегу Рязанскому, и он приказал войскам своим, идущим на помощь Мамаю, вернуться и ждать. Этаже нерешительность передается и Ягайло Литовскому. Когда же он подошел к Епифани, пылая ненавистью к Москве, был ослеплен в разуме уговорами игумена Епифания, что ни московских, ни ордынских войск нигде поблизости нет, хотя за три часа Ягайло мог подойти к Куликову полю и вступить в битву.

    Было у русских военачальников мудрое стратегическое и тактическое планирование, так что ордынцы были увлечены в мешок, ибо на поле фланги и тылы русских были недосягаемы для обходов врага. Был сильный туман, который не позволил Мамаю совершить разведку места сражения и укрытия русского засадного полка.

    Мамай с несметными полчищами почти за месяц пришел к реке Воронежу, когда в Москве не были собраны еще войска, но он не пошел на Москву, ибо был ослеплен разумом. Хан льстил себе: пусть зреют хлеба для добычи ему и идут союзники. Но коалиция Орды, Литвы и Рязани распалась. Святые страстотерпцы Борис и Глеб простого стража Фому удостоили пророческого видения, что победу Бог дарует россиянам; святой Александр Невский, встав из своей священной раки, вместе с Борисом и Глебом шел на поле Куликово сражаться за Русскую землю. Князю Димитрию Иоанновичу прп. Сергий пророчески сказал, что многие воины получат венцы мученические, но сам князь Димитрий не будет убит, а на поле сражения ему был сообщен небывалый ратный воинский дух, так что он в одежде простого воина буквально влезал в самые жаркие места сражения.

    Ордынцы не сбили центр и не одолели полк правой руки, но допущено им было Промыслом Божиим прорваться как раз в зону засадного сильного 40-тысячного полка. Когда же все войско Мамая с резервами вошло в прорыв и в течение 6-часовой битвы попало в мешок и показало свой открытый тыл, то в этот момент подул сильный ветер врагам в лицо и солнце стало ослеплять глаза ордынцев. Вступление свежих, (мужественных, сильных воинов навело такой страх и ужас, что каждый русский воин косил по семи, десяти и более врагов. Так Сам Бог помог одолеть темную силу, ибо произошло единение князей, между ними водворился мир и упование на благодать.

    Ордынцы не хотели жить трудами рук своих. Военная добыча была для них одним из средств существования. Возлюбив разбой и грабеж, они уничтожали целые народы, опустошали города и области. Коварные и изменчивые, они считали «ложь — доблестию, а изощренную хитрость — заслугой». Руководствуясь такими правилами, они привлекали к себе погибель делами рук своих (Прем. 1,12).

    Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом, а прп. Сергий примирил многих князей между собою, убедил, что надо сообща защищать русскую землю от врагов. Отстояв веру и Отчество, российские воины-христиане своим мученическим подвигом защитили и народы Западной Европы от татарского погрома. Победа на поле Куликовом развеяла легенду о непобедимости татарских войск и явилась началом конца господства Золотой Орды не только над Русью, но и над многими народами. Пробудив духовные силы страны, победа на поле Куликовом утверждала в любви и благодарности к Богу, ибо истинно там любовь Божия совершалась (1 Ин. 2,5).

    В том самом году, когда состоялась Куликовская битва, Тохтамыш захватил власть в Золотой Орде. Стремясь вернуть Золотую Орду к лучшим дням времени Узбек-хана (1312-1340), Тохтамыш в 1385 году начал ряд походов за расширение золотоордынской территории. Но Промысл Божий готовил Тохтамышу и Золотой Орде за вероломное святотатственное разорение Москвы возмездие рукою Тамерлана.

    Летописи повествуют, как полководец Тимур (Тамерлан) сделал весьма полезное дело для православной Руси. Он сам и суд совершил над племенами, пославшими огромную армию (900 тысяч) на поле Куликово. Тимур получил прозвище Тимурленг, то есть Тимур-хромец, в европейском произношении Тамерлан — бич народов. Промысл Божий воздвиг дух Тамерлана, и он совершил три похода против коварного Тохтамыша в 1389, 1391, 1395 годах.

    Столица Орды Сарай-Берке — большой и богатый город — была захвачена, предана грабежу и сожжена, причем из нее была вывезена громадная добыча, в состав которой кроме разнообразных материальных ценностей входило большое количество пленных, обращенных в рабство. Пострадали не только Нижнее Поволжье с его главными городами — Сараем-Берке и Хаджи-Тарханом (Астрахань), но и Крым с его приморскими городами и Северный Кавказ. Известно, что опустошения и разрушения здесь были настолько велики, что все эти места долго не могли экономически возродиться. Такое наказание судил Господь определить для гордых завоевателей Руси.

    Разгром Тохтамыша на Тереке и опустошение Сарая-Берке в 1395 году нанесли Золотой Орде непоправимый удар. Хребет государства, причинившего столько зла Древней Руси, был переломлен.

    В Патриаршей, или Никоновской, летописи повествуется о том, как в 1395 (6903) году Матерь Божия явила великому завоевателю Тимуру Свою благодатную силу в защиту Руси Православной. Когда Тамерлан подошел к Москве, великий князь Василий Димитриевич и митрополит Киприан Киевский и всея Руси принесли в Москву чудотворную икону Владимирскую и заповедали людям пост с милостыней и покаяние, примирение с врагами и прощение обид, а также «от плотских нечистот и сластей и пиянств и гордости отлучатися, но в смирении и умилении молити Бога и всех святых о гресех своих и от нечестивого царя Темира-Аксака нашествия избавитися». И принесли из Владимира чудотворную икону с великой честью, с крестным ходом, при великом стечении народа, и весь народ молился Богородице об избавлении Русской земли. И тогда показала Божия Матерь великое чудо. В тот самый день, когда перед иконой совершался в Москве молебен, Тимуру, стоящему тогда в Рязанской земле и спящему в шатре, явилась на воздухе Благолепная Жена в царских одеждах с множеством воинства, повелевающая ему уйти из Русской земли. «И повеле всю силу свою безчисленную возвратити вспять, и устремися в бег, Божиим гневом и Пречистыя Богородицы гоним», — говорится в летописи.

    В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь.

    В 1451 году к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с полчищами своего отца. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. И опять Богоматерь, видя искреннее покаяние народное, помогла одолеть врага. Московитяне бились с татарами до ночи и ожидали ночью нового приступа, но поутру не стало под стенами врагов: ночью они бежали от Москвы, захватив с собой только легкие повозки. По сказаниям летописи, татары услышали вдали необычный шум и вообразили, что это великий князь идет на них с многочисленным войском. Мазовша в страхе устремился в бегство, его примеру последовали и воины его, ибо нечестие боязливо и преследуемо совестью (Прем. 17,10).

    В 1480 году при великом князе Иоанне III хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и московского князя стояли друг против друга. Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом.

    Большая Орда вскоре распалась на отдельные ханства, а Русь окончательно сбросила татарское иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий. Вполне современными оказались тогда слова св. прав. Иоанна Кронштадтского, которые будут сказаны спустя несколько столетий: «Мир находится в состоянии греховного сна. Будит его Бог войнами, мировыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями». Татаро-монгольское иго было результатом смуты в народных душах, массового увлечения Руси языческим прошлым, когда храмы Божий перестали быть центром духовной жизни, а народ предавался прежним языческим пиршествам, и все спорные вопросы удельные князья решали не в духе братской любви, а на полях сражений. «Небо правосудно! — говорил тогда летописец Нестор. — Оно наказывает нас за беззакония. Мы именуемся христианами, а живем как язычники; храмы пусты, а на игрищах толпятся люди; в храмах безмолвие, а в домах трубы, гусли и скоморохи».

    И только искреннее покаяние русского народа, возвращение его к вере православной, появление в среде его такого великого светильника, как прп. Сергий Радонежский, умилостивлявшего своей молитвой разгневавшегося на русичей Господа и объединявшего разрозненные княжества в единую великую Русь, — явили собой начало освобождения нашего отечества.

    Подобные преступления стали совершать русские люди два столетия спустя после освобождения от татарского ига. Опять была забыта братская христианская любовь, на Руси установился разгул боярского беззакония и властолюбия, закрепощение народа, уклонение в ереси, повсеместные разбои и ожесточение сердец — все, что предшествует ниспровержению государств, осужденных Промыслом Божиим на погибель или на мучительное возрождение после кровавой купели. И тогда отступление от норм христианской нравственности явилось подлинной причиной смутного времени на Руси. Смута XVII века — период польско-литовского иезуитского нашествия — имела те же этапы нравственного падения: отступление от Бога и, как следствие, бунты против царя, междоусобицы и иноземное порабощение. О нашествии поляков как каре русскому народу за его грехи было открыто еще задолго до того жившему в ростовском Борисоглебском монастыре подвижнику Иринарху и московскому юродивому Иоанну. Божий Промысл неисповедимыми путями направляет судьбы царств и народов.

    Для искупления грехов России необходимо было испить горькую чашу бедствий, чтобы очиститься и возродиться. Покаяние, принесенное Богу в то время во главе со святым Иовом, не охватило всецело сердца народного. В Москве происходят перевороты, страна остается без законного православного царя. Еще почти три с половиной года страданий и мук понадобилось России, чтобы вновь вернуться к мысли о том, что лишь покаяние в совершенных беззакониях и всеобщее, соборное избрание нового монарха, благословленное Церковью и принятое всем народом, могут спасти положение.

    И покаяние это было принесено. Инициатором и вдохновителем его был святитель Ермоген — ревнитель Православия. Когда все наложили на себя трехдневный пост и обратились к Богоматери с мольбой о помиловании России, то эта общая покаянная молитва была услышана. В Кремле находился в это время в заточении Арсений, архиепископ греческий. Он был больным, слепым и лежал на смертном одре. И вот ему явился в видении преподобный Сергий и сказал: «Ваши и наши молитвы услышаны, и суд об Отечестве нашем преложен на милость».

    И как бы в подтверждение этого святой сотворил чудо: прикованный к постели Арсений встал, обрел телесную крепость и давно утраченное зрение. И как знак Своей помощи Богоматерь явила знамение: 22 октября 1612 года, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, был взят Китай-город. Позже в память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади был возведен храм в честь иконы Казанской Богоматери, в который в 1636 году перенесена и сама чудотворная икона. Глас Великого Земского Собора восстановил законность на Руси, и в течение очень непродолжительного времени

    Русь очистилась от всякого беззакония и восстановила святость русской жизни.

    С начала XVIII века меняется тот православно-церковный уклад, который являлся основой старой Руси.

    Великий преобразователь, но и великий разрушитель — император Петр I строил империю заново.

    Религиозного воспитания в духе великорусского древнего благочестия Петр не получил: отсюда у него явилась готовность к восприятию новых понятий в религиозной сфере и светский характер его последующей реформы. Он учился без руководителей и даже без книг, на ходу, среди потех. Увлекшись еще в раннем детстве военной техникой и морским делом, ремеслами — всем тем, чем тогда славилась Европа, Петр до конца своей жизни оставался верным этим занятиям. Это направление сблизило Петра с Немецкой слободой, без которой он не находил удовлетворения своей любознательности. Если его предшественники, большинство русских людей чуждались дружбы с еретиками, то Петр, не воспитанный в патриархальном духе, без всякого стеснения протянул к иноземцам свою руку как к друзьям и учителям.

    Это были кальвинисты, католики, лютеране, английские и шотландские масоны, иезуиты и всякого рода авантюристы. Международный сброд, живший в Немецкой слободе, не отличался высокой нравственностью: имели место распущенность, кутежи и разгул, которые перенял и Петр.

    Петр усиленно насаждает реформы на Руси. Усваивается европейская внешность, быстро идет разрушение старого придворного этикета. Выходят из употребления торжественные выходы в соборную церковь, публичные аудиенции и другие дворовые церемонии. Петр отменил официальное летописание. Оно мешало, ибо являлось богословским осмыслением жизни страны и велось умудренными иноками. Даже церковнославянскую азбуку изменил неутомимый реформатор. Идее Святой Руси Петр противопоставил идею светского государства и светской культуры. С Петром пришло на Русь совершенно другое «просвещение», идущее от иного корня.

    Прежде целью было небо, душа и жизнь вечная, теперь — плоть, земля и ее блага. Прежде законодателем был Бог, теперь — человек и его разум. Самое же разрушительное из всего, что сделал Петр, — это гонение на монашество. В результате проведенных им церковных реформ и уничтожения патриаршества была нарушена симфония светской и духовной власти, а голос духовенства заглушён распоряжениями администрации. Церковь была отрезана от верховной власти и подчинена той же бюрократии, что и вся нация.

    Петр прорубил «окно» в Европу, но «воздух в него вливался гнилой. Ему этому воздуху, мы обязаны и вольтерьянцами, и московскими мартинистами, и нашествием масонства на Россию», — говорили представители той эпохи. Русское общество нового образования все сильнее удалялось от родных, живых истоков и подпадало под тлетворное влияние Запада, который все больше утрачивал свои нравственные устои и пропитывался грубым материализмом.

    Дело Петра продолжила императрица Екатерина. Переворот, приведший ее на трон, явился продолжением политики забвения русских национальных интересов. Двор утопал в роскоши, а народ и земля Русская были нищими сиротами. Верховные правители методично подрывали самые основы русской жизни.

    При Екатерине II немецкое влияние стало уступать место французскому. Высшие сословия стали читать только французскую литературу, и притом в подлиннике. Распространялись мистические учения, вошли в моду масонские братства. Состав чиновников почти совпадал с составом масонских лож. Россия увлеклась французской просветительной философией, безбожными и материалистическими произведениями Вольтера и других французских философов-«просветителей», вольнодумцев и кощунников. XVIII век возрастил в дворянстве все западные пороки: роскошь и непозволительное расточительство, разнузданность и свободу нравов, насмешки и кощунство в адрес Церкви. При Екатерине дворянство потеряло всякий стыд. По замечанию Пушкина, развратная царица развратила и своих приближенных. При дворе и в армии царили щегольство, казнокрадство, самоуправство, игра в карты и донжуанские похождения. Подражание французским обычаям стало отличительной чертой столичной знати. «Освобожденная» женщина скоро поддалась внушению страстей и, не находя нравственной опоры в окружавшей ее среде, увлеклась легкостью нравов, что воспринималось как стремление к прогрессу и к «просвещенной» Европе.

    Екатерина завершила начатый Петром удар по Церкви, отняв у нее все имущества и закрыв монастыри. Искренняя вера стала считаться признаком отсталости и необразованности, уделом одних лишь крестьян. Жизнь Империи каждодневно убеждала, что сила власти и материальные блага превыше правды Божией.

    Просвещенные сословия все дальше удалялись от Бога и Его заповедей...

    «Ищите во всем великого смысла, — говорил оптинский старец прп. Нектарий. — Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют великий смысл. Ничего без причины не бывает». В жизни самого старца было событие, на первый взгляд совсем незначительное, но тем не менее явившееся прямым следствием некогда предшествовавшей ему «причины». Уже будучи в монастыре, старец Нектарий однажды, по неосторожности одного из монахов, чуть было не остался без глаз. Рассуждая о причине этого происшествия, он вспомнил эпизод из своего детства: маленьким неразумным мальчиком, играя с котенком, он из любопытства поддался желанию выколоть глаза животному, и только предосторожность матери не позволила ему сделать этого.

    И вот теперь благодаря неизменной причинно-следственной связи старец — и именно в отношении глаз — чуть было не стал жертвой оплошности неосторожного монаха. И если бы тогда в детстве он все же совершил бы над котенком свой жестокий опыт, то, несомненно, и теперь, много лет спустя, не избежал бы своей горькой участи. Тогда, давно, от греха его удержало вразумление матери, и теперь, в зрелом возрасте, Господь не попустил ему подвергнуться беде, но показал, что есть грех — и наказание за него, и что есть воздержание от греха — и избавление от беды. И если в жизни отдельного человека даже незначительное прегрешение влечет к своим последствиям, то, несомненно, сила грехов народных неизбежно приводит к катастрофе в масштабах нации и государства.

    Поэтому разумный наблюдатель увидит прямую связь между нравственным состоянием эпохи времен Екатерины и последующим нашествием французов в 1812 году. И это потому, что война для человека, погруженного в развратную жизнь, часто может быть единственным средством отрезвления. В этом и смысл войны как промыслительного попущения, отвлечения человека от мелкой себялюбивой жизни — к жертвенной, от ада похоти и сластей — к граням подлинного бытия. Для «плотского» человека именно война может быть восстановлением к подлинной духовной жизни. И когда русский народ в скорби за отечество потянулся к небу, обратился к молитвам и исповеданию своих заблуждений, то Господь сокрушил сильного и дотоле непобедимого французского врага.

    Удивительная связь прослеживается в исторических мировых событиях. Когда в ветхозаветные времена сыны Израилевы начинали увлекаться языческими нравами и верованиями, то от тех же самых язычников претерпевали беды и скорби, ибо Господь племена идолопоклонников возбуждал против согрешивших иудеев. И русские люди, как только уклонились в дохристианские языческие обычаи и стали враждовать между собою, проявив необузданность и жестокость, так сразу подверглись нашествию полуязыческих диких племен татаро-монголов. В век «просвещения» на Руси были забыты заветы Христовы, и вся русская знать преклонилась пред растлившейся тогда в нравственном отношении Францией — за что и потерпела от своего кумира меч, смерть, стоны и слезы.

    «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам в толк не берется, — говорил свт. Феофан Затворник. — Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем...»

    Минуло столетие со времени последнего Божиего урока, и Россия вновь преклонилась пред Западом — на этот раз в лице его немецких представителей. Из Германии повеяло на нас учениями немецкой философии, материализмом, атеизмом, коммунизмом, и эти веяния оказали губительное влияние на русскую душу. Приняв сначала философию Канта, Гегеля и Фейербаха, возводящую человека на место Бога и своему «я» приписывающую Божественное достоинство, русская интеллигенция, как следствие этого, приняла и учение Маркса и Энгельса, диалектическим материализмом заменив вечные и неизменные истины Христова Евангелия.

    «Поднимется на нас немчура, а с ней вся Европа», — пророчески возвещал свт. Феофан Затворник (t 1894), видя губительное влияние на Россию новой немецкой идеологии. 1914 год показал справедливость слов святителя. А последующие революционные события явились неизбежным следствием сложившегося к началу XX века в России нового мировоззрения.

    Все большая часть образованных слоев России отторгается от российских традиций и идеалов и приемлет сторону разрушительных сил. Представители этой части населения охвачены настроением нетерпимости; убийство начинают воспринимать как способ решения национальных проблем, идет отступление от идеалов Православия.

    Из учительских семинарий выходят будущие учителя-атеисты, потому что почти весь преподавательский состав был заражен социалистическими, а, следовательно, и атеистическими идеями. В деревнях крестьяне еще жаловались на учителей-безбожников и даже секли их прутьями и изгоняли из сел, но интеллигенция в России стала революционной.

    Во всех учебных заведениях наблюдается падение нравов среди учащихся, где хулиганства, забастовки, участие в революционных делах становится распространенным явлением.

    Министры-безбожники готовят учителей из воров, блудников, революционеров, которые потом посылаются в школы учить детей, вкладывая в их умы революционные и бунтовские идеи. Некому было держать дело обучения — кругом были изменники, атеисты. Многие даже из окружения царя преследовали собственные, а не отеческие интересы и пораженческие настроения. В надежде получить определенные выгоды они договаривались с противниками государя о цене предательства.

    Во время русско-японской войны командующий Куропаткин совершал действия во вред России; министр Витте не выполнял военных приказов и вел агитацию на поражение. Россия имела все предпосылки для победы над Японией, имела военную мощь, и только благодаря предательству генералов потерпела поражение. Поражение на Дальнем Востоке было карой Господней за безбожие в России. Русь должна была хранить в чистоте веру православную и народы мира и восточные народы мирно приобщать к Православию, но сама она не хранила веру и другим не могла передать. За это Божественный покров был отнят от русской армии, за грехи последовало поражение.

    Министры и Дума вели коварную, беспринципную, двуличную политику. В среде этих людей, которые должны были быть оплотом России, был организован заговор, приведший нашу родину в подчинение безбожному Интернационалу. Решения, принимавшиеся министрами и генералами, в большинстве своем были направлены в ущерб национальным интересам России, в пользу враждебного нашей стране Запада. К началу Первой мировой войны боевая мощь русской армии была огромна, поколебать ее могли только измена или предательство, и именно это совершалось среди русских военачальников, которые всецело были пропитаны идеями Запада, идеями установления нового порядка в России вместо «устаревшего» монархического строя, борьбы с законным, Богом данным правительством. Верность присяге и верноподданническая преданность монарху уступили место произволу и измене начальников на высших должностях, было утрачено понятие гражданского долга, любви к родине.

    Праотеческая вера, все «старое», на чем держались главнейшие устои русской церковности, государственности и народного быта, чем жили предыдущие поколения, все это стало ниспровергаться, опрокидываться, уничтожаться и заменяться новым знанием. Русское общество явно катилось в сторону активного атеизма со всеми вытекающими последствиями.

    «Передовая» французская газета «La Guerre Sociale» в 1912 году писала: «Все приходит в свое время... Были времена, когда и французская армия, предводительствуемая своими королями и императорами, в той же потрясающей своей величественностью тишине с благоговением и обнаженной головой слушала также утреннюю и вечернюю молитвы. Но эти времена прошли, и мы надеемся, что они уже не вернутся. Здравый разум подсказал Франции, что ее армия может обойтись и без грандиозных сцен, и мы почтительнейше исключили Бога из наших судов, из школ, из больниц и отовсюду.

    Россия, вырвавшаяся уже из уз самодержавия и успевшая обзавестись уже своим народным представительством, идет в последнее время быстрыми шагами по пройденному уже Францией пути прогресса, и есть все основания ожидать, что вскоре и она последует примеру своей союзницы и расстанется со своим Богом самым радикальным образом, как с ненужным и отжившим свой век предрассудком. Как ни трудна еще работа русской молодой Думы, но в этом направлении ею уже немало сделано для просвещения русского народа, и можно быть уверенным, что она успешно доведет это дело до конца».

    В октябре 1905 года был издан позорный закон, унизивший Православную Церковь. Это закон о веротерпимости. Теперь инославные, старообрядческие и сектантские общины получали большую независимость и привилегии в России, чем Православная Церковь. Русская Православная Церковь уже не была «господствующей», как она еще называлась в «Основных законах» империи. Она была обобрана и принижена. Унижалась русская народность, русская культура, русский язык, русская история. Церковь была отдана на растерзание социалистам, толстовцам, магометанам и просто революционерам, заседавшим в Государственной Думе.

    Во всех этих событиях участвовало одно — отход от нашей вековой традиции «служить верой и правдой», отход от нашего векового лозунга «За веру, царя и Отечество!», отход от нравственного начала, чем всегда была так крепка Российская империя, и замена наших вековых устоев той пошлостью и ложью, которая шла с Запада, и не только шла, но и широким потоком текла, заражая, как чума, всех и вся, не стыдясь ни клеветы, не щадя самых святых чувств и уничтожая присягу и отрывая русских людей от Бога.

    Свободная великая Россия не хотела оставаться Святой Русью!

    В гибели империи активно принимали участие высшие круги и военщина, те самые, которые потом и стали жертвами этой революции. Вожаки оппозиции вели антиправительственную деятельность по подготовке удаления Государя с престола. Генералы стали на путь революции и изменили присяге на верность царю, а верных генералов, патриотов травили и заменяли предателями.

    С предательством русского царя была предана и вся Россия. Самодержавие променяли на социализм, единое царство — на республику, победу — на поражение, славу — на позор, народную свободу при монархии — на социальную и экономическую кабалу, тысячелетнюю независимость России и самодовлеющий ход вперед — на полную зависимость. А народ, потеряв царя, ринулся по пути позора и бесчестия.

    Русский народ должен был пользоваться своим правом хозяина на земле Русской и под знамением веры, царя и Отечества должен был стремиться к утверждению Божественной истины, к богоправлению, какое утверждали пророки со времен святого пророка боговидца Моисея.

    На Руси по заповедям Божиим в Церкви Православной должно было созидаться объединение честных русских людей, верных долгу присяги во имя веры, царя и Отечества, чтобы искоренять непримиримую ненависть, человеконенавистничество, отчужденность, беззакония, насилия, убийства. Все граждане России должны были любить Православие, Церковь и родную культуру, учителя — учить правоверию, все учебные заведения — прививать добрую нравственность и веру Судьи должны были по-евангельски, без взяток совершать суд, редакторы газет и других изданий должны были проповедовать добродетели. Но все пошло по другому пути — по пути отступления от Бога, от русской культуры, от веры, от здоровой нравственности. Народ сам навлек на себя все страшные бедствия, которые постигли Россию в XX веке. В русском человеке была убита вера в Бога, душа русского народа ослеплена и оставлена без покрова Божия, молодое поколение развращено и оторвано от Православия.

    И когда на защиту русских интересов поднялось Белое движение, оно было обречено на провал, ибо Белая армия состояла в основном из интеллигенции, которая давно отошла от Бога. Раньше в русской армии воевали «за веру, царя и Отечество». Теперь царя предали, идея монархии представлялась устаревшей; веры в душах белогвардейцев почти не осталось, многие из офицеров даже не были крещены. В рядах белогвардейцев было принято употребление матерных выражений, и среди них не было благочестия. Оставалось только Отечество. Но борьба только за великую, единую, неделимую Россию была обречена на поражение, ибо она совершалась без Бога. И вот во время гражданской войны не стало покрова Божиего ни на белых, ни на красных, потому что и те и другие отошли от Бога, и Господь оставил их ходить по своей воле. Бог подает свою помощь, когда каются в грехах, когда молятся, когда стараются исполнять заповеди Его. Так было при татарах, при поляках, при Наполеоне.

    А когда оставляют Бога, бесчинствуют, тогда отлучаются от Церкви и становятся подобными язычникам. Можно задать самим себе вопрос: кто виноват в бедствиях, обрушившихся на Россию?

    Вожди революции или неверие, измена Православию? С революционеров не снимается ответственность за их злодеяния, но у них была роль Навуходоносора — бича в руке Божией. За шесть веков до Рождества Христова иудейский народ своими тяжкими согрешениями, отступлением от истинной веры, идолопоклонством и развратом сильно прогневил Господа, и Господь — для наказания и для обращения народа к вере отцов и благочестию — попустил халдейским полчищам во главе с Навуходоносором завоевать Иудею и пленить ее жителей. Так и теперь Господь попустил силам зла обрушиться на Россию в наказание за ее многочисленные грехи.

    Отступили от святыни Православия русские генералы, министры, вся интеллигенция, стали предателями своего царя и своего народа — подавлено, сокрушено все Белое движение. Отступил от веры русский народ — Господь попустил силам зла сокрушить Российскую империю.

    Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело (Ис. 1,2-7).

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог являет скорбные и бедственные для нас обстоятельства именно для того, «чтобы человек освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и добавлял новые». Но русский народ, несмотря на понесенные бедствия, не принес покаяния, которого так ждал от него Господь, не вразумился реками крови, нищетой и бедствиями, в которые ввергла его революция, унижениями и бесчестием вместо былой славы империи, не обратился к вере отцов, не оставил нового материалистического мировоззрения, но продолжал углублять его и все более проводить в жизнь. Последующие десятилетия Советской власти были направлены на построение нового общества в России — с новой, абсолютно атеистической закваской.

    Социальная, хозяйственная и культурная жизнь в Советской стране планомерно и неуклонно преследует главную цель — людей, некогда являвшихся гражданами неба, сделать всецело гражданами земли, воспитывается поколение, которое окончательно вычеркнет понятие «Бог» из своего мировоззрения. Проводятся безбожные пятилетки, к концу которых (1943 год), в стране должен быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник...

    «Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле.

    Душа, закосневшая в грехах, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда... Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

    Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? — говорит Господь (Ис. 1, 5): упорство в своем безбожии, несмотря на понесенные лишения, на разруху в прежде цветущей стране, на лишение прежней славы и могущества? И Благий Господь, призывая народ русский к покаянию, к осознанию своей живительной связи с небом, без которой он обречен на духовное и физическое вымирание, бьет Россию очередным бедствием.

    События 1941-1945 годов встряхнули русский народ от греховного сна. Греховное оцепенение продолжалось лишь до конца 1941 года, когда после понесенных потерь, после того как страна потеряла громадную часть своей территории, попавшей под фашистскую оккупацию, после постыдных случаев дезертирства и предательства, явившихся следствием безбожного воспитания, после того, наконец, когда правительство и народ осознали весь ужас нависшей над ними угрозы и ничтожество своих сил по сравнению с могуществом врага, — после всего этого страна вспомнила про своего Бога.

    Первые месяцы непрерывного отступления были теми ударами, которыми Господь подталкивал Свой неверный народ к спасительному покаянию. Стали открывать церкви, возобновлять в них богослужение, священники возвращались с фронта и из лагерей, храмы наполнялись верующими, молящимися о победе и о прощении прежних грехов, молились правители и сам Сталин, молилась вся страна со слезами; стали совершаться крестные ходы с чудотворными иконами; поднимался дух патриотизма воспоминанием подвигов русских воинов-святых — Александра Невского и Дмитрия Донского, введением погон царской армии; уничтожалась атеистическая литература и возвещалось слово Божие. И Господь стал являть чудеса: фашисты так и не смогли взять почти совсем открытую для них Москву; раньше срока ударили невиданные морозы в 52 градуса, выводившие из строя фашистскую технику и войска; чудом выстоял обреченный Ленинград; открылся военный гений в российских полководцах, смекалка и великое мужество с военной находчивостью; неимоверными усилиями выстоял Сталинград — огромными потерями, но все же выстоял.

    И весь наш народ вскоре смог начать великое контрнаступление. Но не сразу Господь даровал победу, а только после невиданных потерь и скорбей — чтобы русский человек утвердился в вере и любви к Единственному Заступнику и Спасителю Богу.

    Итак, русский народ пострадал за свои собственные грехи, а фашисты, как и ранее революционеры, немцы и французы, оказались лишь средством наказания русского народа-богоносца за отход от Господа и заповедей Его. За что пострадал Ленинград, в течение 900 дней терпевший великую блокаду, голод и вымирание жителей? Вспомним историю.

    В 1917 году, 23 февраля, 130 тысяч бастующих петроградских рабочих устремились на Невский с требованием: «Хлеба!» Но дело было не в хлебе, это была политическая забастовка, а лозунг с требованием хлеба был только предлогом. И население, и полиция прекрасно знали, что хлеб и продовольствие в городе есть, голода не было. В городских складах находился запас ржаной и пшеничной муки на 10-12 дней, подвоз этой муки шел непрерывно.

    Но число бастующих увеличивалось, и 24 февраля их было уже 170 тысяч; выдвинули лозунги «Долой царское правительство!», «Да здравствует Временное правительство и Учредительное собрание!» Пели «Марсельезу», стали громить магазины, бить витрины, останавливать трамвайное движение, убивали полицейских... А потом, немного позже, искусственно вызвали голод в стране, вывозя хлеб за границу, сбрасывая мешки с мукой в Иссык-Куль. За такой бунт против Бога, попрание Его заповедей, за бесстыдную ложь в отношении хлеба, уничтожение Богом дарованных плодов земли и обречение тем самым населения на голод спустя несколько десятилетий постигла город на Неве кара Божия, соответствующая преступлению. Бунтуя, уничтожали хлеб — и вот теперь хлеб был отнят в действительности. За все бывает воздаяние.

    Итак, если бы мы сами не изменяли идеалам Святой Руси, то никакие враги не были бы нам страшны. А как же наше время?

    «Грозы Божий ходят по вселенной и все ближе и ближе подходят к нам. Старые люди удивляются, с тревогой говорят, что и природа стала как будто ныне не та, что лет 60-70 назад: тогда и дожди были благорастворенные и благовременные, а ныне или беспощадная засуха, или беспрерывное ненастье; тогда и урожаями Бог благословлял, а ныне то ненастье, то засуха, то саранча, то какие-то черви губят хлеб еще на нивах... "Да за что нас и миловать Господу Богу? — говорят старые умные люди. — От грехов людских стоном стонет мать сырая земля. Будто последние времена настали. Люди совсем Бога забыли. Мало того, что забыли, еще богохульствуют!" Совесть наша свидетельствует, что грядет и наша чреда понести гнев Божий на себе за нашу нераскаянность. И у нас на Руси свили себе гнездо непримиримые враги Христа, враги Церкви, враги нашего отечества. И вот разоряется всюду закон Божий, слышатся повсюду глумления, издевательства над заветными святынями нашего русского православного сердца. Бездушная природа вопиет против беззаконий наших, против нераскаянности нашей и готова исполнить любое повеление Божие, чтобы совершить суд Божий над нечестием людским. Но еще и еще ждет Всемилостивый Господь покаяния нашего» (архиепископ Никон Рождественский).

    Эти слова, сказанные почти сто лет назад, оказываются вполне современными в наши дни, когда все ближе и ближе к нам становятся события, предреченные святым апостолом Иоанном Богословом и многими богопросвещенными святыми отцами нашей Церкви.

    Человечество пережило две мировые войны, и неизбежным завершением его, по закону исторического возмездия, будет, как логическое продолжение двух войн, Третья мировая война и установление власти антихриста. Об этом в своем «Откровении» говорил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов 2000 лет назад. И святой Богослов, и многие подвижники благочестия предсказывали причины этих последних бедствий, и все они единодушны в своих пророчествах: последнее бедствие постигнет мир за крайнее нечестие и развращение нравов. Когда людская злоба увеличится, пороки и беззакония умножатся, а люди в своем безумии и своей скотоподобной жизнью сделаются совершенными богоборцами, тогда от человечества отнимется милость Божия, Его заступление, которое, как показывает история, надежнее всех армий.

    Великий святой, преподобный Нил Мироточивый, в своих предсказаниях почти два века назад говорил о нравах людей в последние времена: «Какое смущение произойдет тогда! Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом! Будут иметь только одну погибель, одно падение в погибель, как Содом и Гоморра, то есть и пяти праведников не найдется... И будет брат иметь сестру, как жену, мать иметь сына, как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с матерью; и иные тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них и бедствия... Люди же, чем больше будет на них находить бедствий, тем больше будут возделывать зла, то есть вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. Поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в мире. Обнищает мир добродетелями... Обнищает мир любовью, единодушием, целомудрием».

    Как раз такое состояние ухудшения нравственности во всем мире будет именно тем пределом, после которого начнется гнев Божий. Кара Божия будет такова, что все насадители и распространители безнравственности будут уничтожены. Прольются реки крови; некоторые святые отцы говорят, что крови будет — до узд конских. Погибнут миллионы человек, 1/3 (по другим предсказаниям, 2/3) человечества. Мир будет бедствовать не только от военных событий, но и от страшных природных катаклизмов: бурь, наводнений, землетрясений, засухи, голода, нестерпимого зноя.

    Страждущие будут искать смерти от отчаяния и невыносимых мук, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9, 6). Вместо покаяния народы земли будут еще больше хулить Бога и ожесточаться против Него (Откр. 16,11). И тогда будет попущена власть и диктатура антихриста — мирового правителя, который сосредоточит в себе все зло, какое только может вместить человеческая природа. Новый всемирный президент будет великим богоборцем, и от диавола ему будет дана сила совершать ложные чудеса, которыми он прельстит духовно ослепшее человечество. И тогда народы земные, по торжеству своего плотского разума, немедленно признают действие сатаны величайшим проявлением силы Божией и с восторгом примут антихриста как бога.

    О всемирной политической власти антихриста Откровение говорит: И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем (13,7).

    Антихрист упразднит поклонение Богу и потребует вместо этого поклонения себе как Богу В Священном Писании он называется превозносящимся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес. 2, 3-4) и в храме Бо-жием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2,4). Он покажет себя всему миру противником всего святого на земле, то есть обнаружит себя действительным противником Христа. Воссев в храме Иерусалимском, который будет к тому времени специально восстановлен, антихрист даст приказ, чтобы во всех храмах христианских и нехристианских были поставлены его изображения и чтобы все люди поклонялись им, как ему самому, как изображениям бога. Это осквернение святыни христианского храма и христианской веры в Писании таинственно предвозвещается в изречениях о мерзости запустения во святом месте (Дан. 9,27; 12,11; Мф. 24,15-21; Лк. 21, 20-24).

    Достигнув мировой власти, антихрист открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не согласившихся поклониться ему как Богу. Он будет угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (Дан. 7, 25; Откр. 12,13-17; 13,6-7).

    О людях, которые поклонятся антихристу и признают его власть над собой, сказано в Св. Писании, что им будет положено антихристом «начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13,16-17). Печать антихриста, согласно Божественному откровению, будет единственным документом, дающим право на жизнь.

    Люди всего мира будут поставлены в такое положение, что они обязаны будут признать власть этого лжемессйи, если хотят выжить. Этому будет способствовать большой голод, который постигнет мир во времена антихриста. Кроме того, известно, что отказавшиеся от принятия печати будут преследуемы и физически уничтожаемы.

    Каждый человек мира будет поставлен перед выбором: поклониться диаволу в лице антихриста или остаться верным истинному Богу. Этот выбор человек сделает сознательно.

    Антихрист будет использовать для своей печати современные электронные приборы, лазерные лучи, чтобы нанести на чело и правую руку человека, признающего его власть, свою печать. Но печать уже будет выполнять функции не простого учета и контроля, а обозначать отступничество человека от Бога.

    Печать антихриста, таким образом, имея демоническое действие, отнимет у человека благодать Божию, дарованную нам через крестике страдания Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Страшно то, что люди лишатся навсегда возможности покаяния и исправления своего гибельного состояния (Откр. 14,9-11). Антихрист и его приверженцы будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, чтобы не звучало слово Божие. Поэтому многие христиане будут убегать в сокровенные места, опасаясь мести лжемессии.

    Спасение для небольшого остатка верных будет только в краткосрочности царствования антихриста. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24,22). Мировое владычество всемирного президента продолжится три с половиной года, как говорит пророк Даниил (Дан. 12,11). Тот же срок царствования антихриста отмечается и в Откровении: И дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр. 13,5).

    Но что же делать? Возможно ли как-то противостоять силам зла? Да, возможно, но только одним-единственным средством — раскаянием каждого человека в своих грехах, изменением материалистического, разгульного, греховного образа жизни на жизнь христианскую, благочестивую, то есть на такую здоровую, полноценную жизнь, какой жили наши соотечественники: пребывание в молитве, любви к Богу и Его святым заповедям, в искренней любви и взаимопомощи друг к другу. Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — говорит апостол (2 Фес. 2, 7). И этим удерживающим святые отцы и богословы называют благочестие человеческое. Если бы в Содоме и Гоморре было хотя бы десять праведников, то они стояли бы до сих пор.

    Но в этих городах не нашлось даже и десяти, поэтому они погибли. И если в наше время станет много злодеев и не будет праведников, то удерживающая сила — «око тэкон, токо тэхон», как говорят греки, — исчезнет, и мир тогда не устоит. Значит, страшные последние времена и конец мира не наступят до тех пор, пока люди будут стремиться к добру, к выполнению заповедей Христовых, а отделанные грехи очищать покаянием. Таким образом, времена и сроки (1 Фес. 5/1-3) зависят от самих людей: благодать Божия всегда готова защитить человека, грехи человеческие всегда готовы его погубить; но лишь сам человек волен своим свободным произволением выбрать добро или зло, как это было в момент грехопадения Адама.

    Приход апокалиптического царства приближается с умножением в людях злобы, ненависти, гордыни, разврата, убийств и насилий, телесных и психических извращений и всякой мерзости и беззакония. Но если мы возлюбим Христа и Его заповеди, будем каяться в отделанных грехах, творить добро и хранить Православие, тогда благодать Божия не допустит приблизиться этим страшным временам...

    А с воцарением антихриста никакая человеческая сила не сможет противостоять ему. Только Сам Господь, придя вторично на землю во всей славе Своей, победит его. После 1290 дней, указанных у Даниила и составляющих время царствования антихриста, последний будет сброшен в озеро огненное (Откр. 19, 20-21). Вслед за этим будет дано от Господа великое знамение на небе — в течение 45 дней будет сиять великий и светлый Крест Христов (Мф. 24, 29-30).

    Это будет последний призыв к покаянию, по милости человеколюбивого Господа, дающего возможность людям и в последний момент земной истории обратиться к Нему. Значит между кончиной антихриста и Страшным судом пройдет еще 45 дней. Вся вселенная, смятенная антихристом и испившая казни Божий, еще раз по Божиему милосердию будет призываться к покаянию негласным сиянием на небе Честного Креста, и тогда всякий, кто вразумится видением Креста и призовет имя Господне, — спасется! В это время многие уверуют во Христа Бога, в том числе и немало иудеев. И после этих 45 дней, которые вместе с предшествующим временем власти сатаны на земле будут составлять 1335 дней, в горящее озеро, туда же, где и антихрист, будет брошен и сам сатана.

    Тогда настанет время последнего и Страшного суда, который начнется в полночь. Загремят трубы архангельские, чтобы пробудить тех, которые во гробах, и по гласу последней трубы восстанут все мертвые. Ангелы соединят души с телами их, и станут они духовными. Во мгновение ока все умершие соберутся на место Суда, которым будет Иосафатова долина между Иерусалимом и Елеонской горой (Иоил. 3,1-12). Откроются книги вечные. И Господь спустится с небес во славе Своей. В общее воскресение Господь скажет одним: Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25,34), и они станут по правую сторону. А непокаявшиеся, сыны беззакония, услышат: Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25,41). И эти будут поставлены по левую сторону, все по полкам своим. Будут полки помилованных — преподобных, праведных, блаженных, мучеников, святителей. И будут полки грешников — гордецов, прелюбодеев, убийц, воров, клеветников.

    На Суде доброе, худое, явное, тайное, дела, слова, помышления — все вдруг ясно откроется во всеуслышание всем Ангелам и человекам. И вот за эти дела, слова и помышления человеческие каждый получит на Суде воздаяние: пойдут беззаконники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную (Мф. 25,46). Таким же образом и вся тварь, по повелению Божию, имеет быть во всеобщем воскресении не такой, какой она была создана — вещественной и чувственной, но будет пересоздана и со делана неким невещественным и духовным обиталищем после того, как перегорит в Божественном огне.

    И мудрый должен сделать выбор: вечная смерть или вечная жизнь, темница ада или святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба (Откр. 21, 2), где смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21,4); город, который не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освящения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец [Христос] (Откр. 21,23). Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21,24-27). Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дереза — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятаго; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их; и будут царствовать во веки веков (Откр. 22,2-5).

    Итак, законы Бога вечны, и нет той силы, которая могла бы изменить их; и все бедствия людей, начиная от грехопадения в раю и всемирного потопа и кончая последней войной в России и грядущими эсхатологическими событиями, рождены одной причиной и имеют одну природу — упорное сопротивление законам Бога. Когда же одумается, опомнится гордый человек, сам, только своим личным произволом навлекающий на себя великие несчастья? Когда, осознав свой грех, смирится и перестанет испытывать долготерпение Божие?..

    К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос