Приход в Демьяново после революции

Дата публикации или обновления 19.06.2021
  • Оглавление: Книга «Демьяново: усадьба и церковь (1624-2011)»
  • Демьяново в 1917-1996 гг.

    Приход в Демьяново после революции.

    Приходская жизнь в церкви продолжалась и после революции, но, конечно, совсем в других условиях.

    В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, из храма было вынесены запрестольный серебряный крест-мощевик, ларец со святынями, богослужебные сосуды, богатые ризы с икон, подаренных императрицей Екатериной, лампады, подсвечники и многое другое.

    Общей сложностью было изъято более двух пудов серебра.

    Большое, искусной работы деревянное Распятие, расположенное над царскими вратами, иконы, золоченые киоты и иконостасы были распилены на дрова и сожжены в усадебных теплицах.

    Священник Пётр Чепуренко и акатовские монахини

    В 1922 году в Успенскую церковь села Демьяново был направлен на служение диакон Петр Чепуренко. Родился он в 1887 году в с. Колончак Днепропетровского уезда Таврической губернии. Окончил четырехклассное городское училище в Симферополе в Крыму.

    С 1905 по 1908 год был псаломщиком в Ялте, с 1908 по 1913 год - псаломщиком в Варшаве.

    В 1913 году рукоположен во диакона.

    С 1913 по 1915 год служил диаконом в Варшаве, а затем выехал из Польши и служил при Архиерейском подворье в Ялте до 1917 года.

    В 1917 году переехал в Бахчисарай, где служил до 1922 года.

    В 1922 году назначен диаконом к Демьяновской церкви г. Клина.

    25 мая 1930 года рукоположен в сан священника и продолжил служение в Успенском храме до 1931 года.

    Отец Петр проживал в Клину по адресу: ул. Зарецкая, 9, где и был арестован 1 апреля 1931 года. Обвинялся он в том, что, примыкая к клинскому филиалу контрреволюционной организации «Истинные христиане», занимался антисоветской агитацией. Отец Петр отказался признать себя виновным. До вынесения приговора его содержали под стражей в Бутырской тюрьме.

    6 июня 1931 года он был осужден и приговорен к пяти годам заключения в концлагере. Дальнейшая его судьба неизвестна.

    С 1930 года о. Петру помогала на службах монахиня Акатовского монастыря Сафонова Ольга Поликарповна. Она была арестована вместе с о. Петром. Ольгу Сафонову заключили в концлагерь сроком на пять лет, но вернулась она из Белбалтлагеря в 1933 году (срок был снижен до трех лет) в г. Можайск Московской области, а затем в д. Тиликтино Ново-Петровского района Московской области, где была вновь арестована 7 августа 1937 года вместе со своей сестрой Сафоновой Прасковьей Поликарповной и Шишковой Анастасией Павловной, бывшими насельницами Акатовского монастыря.

    Им был вынесен приговор: высшая мера наказания - расстрел, который был приведен в исполнение 19 и 21 сентября 1937 года в Бутово. Захоронены они в общей могиле на полигоне Бутово.

    Сейчас проводится сбор материалов о них в Комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

    В 30-х годах с храма были сброшены колокола.

    После ночной Пасхальной литургии 31 марта 1941 года храм был закрыт. Однако и после этого в нем изредка совершались молебны и требы.

    Во время Великой Отечественной войны усадьба и храм практически не пострадали.


    Из воспоминаний Клавдии Павловны Крюковой, 1922 г.р.

    «В храм мои родители не прекращали ходить до тех пор, пока он не был закрыт. Мы очень любили праздничные церковные службы, особенно на Пасху. Здесь, на церковном кладбище, похоронены мои родные: бабушка и дедушка, братья (5 человек) и две сестры, брат моего отца, сноха и другие близкие моему сердцу люди. Слава Богу, всех их я помню и поминаю. Помню, когда закрыли храм, батюшка жил в храме. На том месте, где сейчас продают свечи и просфоры, у него стояла железная печка, а труба выходила в окно, но ему все равно было холодно. Староста церкви, Александра Шеина, носила батюшке чай и что-нибудь горячего.

    Помню, когда сбрасывали колокола, папа мой шел от крестных из Горок. Ему кричали: "Иди помогать!", но отец сказал, что надорвался в лесу и у него болит нога и живот. Прибежал домой и говорит маме: "Дуня и дети, творится что-то страшное, молитесь Богу!"

    Потом к нам приходили домой какие-то люди и спрашивали отца, почему он отказался сбрасывать колокола.

    Спрашивали, где наши иконы (а икон у нас много было). Папа, когда их увидел, сказал: «Молитесь все, и вы, дети: "Да воскреснет Бог...". Я это очень хорошо запомнила: "гости" по стенам смотрят, а икон не видят, будто их нет. А иконы были на месте в углу. Видимо, Господь не допустил этих людей к святыне. После того, как храм закрыли, он быстро стал разрушаться. Но наша семья не могла жить без храма. Пусть хоть и развалено все было в храме, но мы с мамой и папой, бывало, придем, пролезем в дверь и молимся, поем "Христос Воскресе!" - у папы был хороший, звонкий голос, и я уже молитвы знала. Иногда посетители кладбища услышат нас и идут к нам: ведь как хорошо послушать молитвы, давно не слышали такого пения! Конечно, в это время было много и тех, что протестовали: "Зачем, для чего?! Бога-то все равно нет!" Случалось, что камни и палки летели в нас, но мои родители не боялись. Папа говорил: "Только не бойтесь. Господь с нами!"».

    Далее: Демьяново в послевоенные годы
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос