Патриарх Паисий и Патриарх Никон
Как известно, в реформировании русской церкви царем Алексеем Михайловичем и седьмым Патриархом Никоном большую роль сыграл Патриарх Иерусалимский Паисий. Именно он помог расположить государя к архимандриту Никону, будущему главному священному лицу государства.
Для того чтобы продвинуть архимандрита, Паисий обратился к царю с прочувствованной речью, в которой упоминал о талантах и способностях священника, а также отметил, что этот человек поможет им во многих церковных и государственных делах. После этого будущий русский патриарх принимает сан Новгородского митрополита.
Как и следовало ожидать, Паисий от всего сердца благодарит правителя России и просит почтить своего протеже священной мантией. Как отмечают историки, известный в мировых церковных кругах Паисий просил только за этого русского священника.
Своими беседами Паисий помог зародиться в сердце русского священника росткам «грекомании» и привил взгляды, присущие Восточному Патриархату.
Но на самом начальном этапе слова Паисия выглядели неубедительно для будущего Патриарха. Он находил в них очень много неточностей и несоответствий.
Так, например, будущий патриарх всея Руси Никон высказывал недоверие к словам Паисия, в которых он утверждал, что «Русь крестилась от греков». Дело в том, что крещение русские приняли в Палестине, а там коренным населением являются арабы и евреи. Русский архимандрит утверждал, что в состав греческой церкви входят государства южной Европы, на что у Паисия не нашлось ответа. Но все же иностранный священник утверждал, что греческие церковные издания выгодно отличаются от русских церковных книг.
Не хотел Никон видеть преимущества греческой церкви и в ее долгой истории, и в множестве реликвий, которыми она обладала. На все доводы Паисия он парировал такими доказательствами, что и в русской церкви можно найти много замечательных традиций и древних рукописей.
После таких бесед сам Никон обратился к греческому народу с речью, в которой говорил, что, не являясь начальным источником православия, сегодня русская церковь является первой в духовном мире, тогда как греческое православие отошло на второе место.
Именно таких позиций придерживался молодой русский священник, но доводы его были нетвердыми, поэтому Паисий не смог убедить его в своих взглядах.
Конечно, несколько позже будущий патриарх поменяет свою точку зрения, но сделает это с подачи совсем другого представителя греческого православия.