История отечественного воздухоплавания

Дата публикации или обновления 08.11.2021

Большую и почетную работу советских исследователей по освещению истории воздухоплавания и авиации в СССР чрезвычайно осложняют трудности ознакомления с документальным материалом. Важнейшие документы, освещающие зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в нашей стране, рассредоточены по многим архивам и доступны далеко не каждому исследователю. Именно отсутствием возможности ознакомиться с массой документов объясняется крайняя бедность в обобщающих трудах по истории воздухоплавания и авиации. Лишенные возможности иметь под руками документальные свидетельства прошлого, даже очень настойчивые и добросовестные исследователи вынуждены ограничиваться изучением лишь отдельных событий, описывать деятельность отдельных людей, воздерживаться от обобщающих исследований по истории воздухоплавания и авиации в нашей стране.

По этой причине в наше время для любителей воздухоплавания реальные полеты на воздушном шаре в Москве более доступны, чем исторические сведения о развитии отдельных отраслей воздухоплавания и авиации.

1907 год явился тем рубежом, который разделяет два совершенно различных периода в развитии отечественного воздушного флота. До 1907 г. этому развитию не уделялось большого внимания. На военное воздухоплавание ассигновывались весьма скромные средства, научные исследования по управляемым аэростатам и авиации не получали поддержки, в военных кругах недооценивали необходимость развития техники даже привязных наблюдательных аэростатов.

Иную картину мы видим с 1907 г. Тяжелые уроки Русско-Японской войны 1904—1905 гг., революция 1905 г., вызвавшая громадный рост инициативы народных масс и демократической интеллигенции, начавшиеся полеты самолетов в Западной Европе и в США заставили русское правительство и военное ведомство пересмотреть свое отношение к развитию техники воздухоплавания и к зарождавшейся авиации.

Именно в 1907 г. русское военное ведомство стало впервые проявлять инициативу в создании отечественных управляемых аэростатов, совершенствовать технику привязного воздухоплавания, внимательно следить за успехами самолетов, обратило внимание на успехи русской науки в области аэродинамики, запланировало создание авиации и подготовку кадров для нее.

Сборник «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.» является первой систематической публикацией документов по истории отечественного воздушного флота, воздухоплавательной и авиационной техники, научной и конструкторской мысли. Он предназначен для использования в научных организациях и учреждениях, в учебных заведениях на кафедрах истории техники и военной истории, для преподавателей, исследователей и учащихся.

В сборнике впервые опубликованы документы о первых попытках летания в России и первых подъемах на воздушных шарах, например, о строившихся Федором Мелесом в Тобольске в 1762 г. крыльях, о публичных полетах воздушных шаров и спусках на парашютах в Москве и Петербурге (1802—1807 гг.), о полете на воздушном шаре с научной целью академика Я. Д. Захарова, о пускании воздушных шаров в Ярославле (1809 г.), о попытке полета на крыльях, построенных Поповым в г. Золочеве в 1817 г., о работах по созданию управляемого аэростата в Москве в 1812 г. Подробно освещаются проекты реактивных двигателей и управляемого аэростата И. И. Третеского, летательного аппарата «самолет» (и расшифровывается его автор Е. А. Витгенштейн, известный до этого под псевдонимом «KB»), проекты Мацнева, Краевского, Константинова, Иванина и др.

Документами подробно освещается деятельность первых ведомственных организаций по воздухоплаванию — комиссии по обсуждению вопросов о применении воздухоплавания к военным целям под председательством генерала Э. И. Тотлебена и комиссии по применению воздухоплавания к военным целям под председательством генерала М. М. Борескова, создание и работа воздухоплавательного отдела в составе Главного инженерного управления, история создания и деятельности Кадровой команды военных воздухоплавателей, Учебного воздухоплавательного парка, крепостных воздухоплавательных отделений, воздухоплавательных рот и батальонов.

Большой поток изобретательских предложений и проектов летательных аппаратов, развитие деятельности в области воздухоплавания общественных организаций и отдельных русских ученых, а также развитие воздухоплавания за рубежом явились причиной организации в военном ведомстве новой комиссии — «Комиссии по применению к военным целям воздухоплавания, сторожевых вышек и голубиной почты» под председательством генерала Борескова. Освещена деятельность этой комиссии в области военного воздухоплавания, сформирование и работу первой военной воздухоплавательной части — Кадровой команды военных воздухоплавателей.

«Материалы по истории воздухоплавания и авиации в СССР». Государственное издательство оборонной промышленности. Москва. 1956 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос