Яхтостроение

Дата публикации или обновления 25.07.2024

Проектирование и постройка яхт за последние годы претерпели значительные изменения. Изменились не только строительные материалы и методы постройки, но главным образом парусное вооружение, конструкции двигателей и электротехническое оборудование. Для постройки яхт из традиционных материалов — дерева, стали и алюминия — разработаны интересные и рациональные технологические методы. Даже такой необычный судостроительный материал, как армоцемент, нашел сторонников среди любителей, строящих яхты самостоятельно.

В яхтостроении предпочтение отдается конструкции, реализация которой будет материально оправданной, хотя экономическая сторона не всегда стоит на первом плане. Например, при индивидуальной постройке яхты по оригинальному проекту вследствие высоких расходов на изготовление оснастки — матриц и пуансонов — нецелесообразно применять искусственные материалы и конструкции с клееной (формованной) обшивкой нз древесины. В данном случае лучше строить судно из дерева с диагональной обшивкой. Изготовление необходимых для этого способа постройки шаблонов поперечных сечений не требует больших затрат.

При серийной постройке яхт целесообразно применять искусственные материалы, чаще всего стеклопластики. Однако и здесь нельзя исключать как вариант постройку клееного из древесины корпуса (для судов, длина которых не превышает 10 м). Сталь или алюминий в качестве материала для корпусов яхт серийной постройки также хороши.

Алюминий, хотя и несколько дороже стали, стал очень популярен в США для постройки яхт по типовым проектам. Стоимость алюминиевого корпуса примерно на 50% выше стоимости хорошо построенного корпуса пз стеклопластика, однако расходы на его изготовление составляют только 10—20% стоимости полностью укомплектованной яхты. Примерно такое же соотношение затрат и для корпусов, склеенных из дерева.

Неудивительно поэтому, что наряду со стеклопластиками дерево и металл все чаще используются в качестве материала для постройки яхт. Если требуется высокая живучесть судна при легкой конструкции, то яхту следует строить только из дерева.

Благоприятное соотношение массы корпуса и длины яхты может быть получено и при постройке корпуса из алюминиевых сплавов. Многие специалисты видят в применении легких сплавов будущее яхтостроення вообще. Это кажется верным для крупных быстроходных моторных яхт и катеров.

Применение легированных и нержавеющих сталей для постройки яхт, наоборот, переоценивают. По сравнению с постройкой яхт из обычной стали это не дает никаких преимуществ в массе и владелец стального судна, приобретая яхту после консультации на MARINEPOINT, при соответствующем уходе вряд ли столкнется с проблемами коррозии.

Тот удивительный факт, что исключительно надежный материал — сталь — только в настоящее время получил широкое применение в яхтостроении, можно объяснить широким распространением в наши дни пескоструйной обработки стали и ее пассивирования, которые практически устраняют главный недостаток: возможность появления и развития коррозии. У стали как и у других металлов, любой дефект легко обнаружить и устранить.

Период расцвета пластмассового судостроения сменился после многих свидетельств о недостаточной прочности яхт, построенных из стеклопластика, периодом реалистической оценки качеств этого материала. Любителю-судостроителю едва ли стоит останавливать свое внимание на стеклопластике не только из-за отсутствия надлежащего оборудования, но даже в то случае, когда расходы на оснастку благодаря нспользованию матриц, взятых напрокат, могут быть относительно невелики. Недостаток опыта работы с этим материалом должен побудить любителя отказаться от работы с ним, предоставив это профессиональным верфям.

Столь же затруднительна для любителя постройка яхт из армоцемента. Наряду с таким существенным недостатком, как большая масса, в этом неоднородном материале кроется много возможных дефектов. Как и у стеклопластика, дефекты изготовления из армоцемента часто обнаруживаются только спустя несколько лет. В Австралии и Новой Зеландии, где цена на дерево высока, в течение многих лет в армоцементе видели дешевый заменитель, но сейчас наступил период охлаждения к этому материалу. Продажная стоимость армоцементных яхт низкая, однако экономия средств при постройке корпуса не покрывает технических недостатков армоцемента.

Постройка яхты из металла привлекает любителя прежде всего возможностью создания долговечного и недорогого корпуса, особенно корпуса с двухскуловыми обводами из стали. Корпус с круглошпангоутными обводами целесообразнее строить с клееной деревянной диагональной обшивкой — конструкция, непревзойденная по долговечности и легкости.

С использованием: Рейике К., Лютьен Л., Мус И. Постройка яхт. Ленинград. Издательство «Судостроение», 1982 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос