Каркасно-панельные здания

Дата публикации или обновления 09.07.2024

В 50-х годах прошлого столетия день ото дня, год от года все краше и величественнее становилась столица нашей Родины — Москва. На ее широких магистралях возникали десятки жилых и общественных зданий. Все большее число москвичей получали новые благоустроенные квартиры. В одном лишь 1951 году в Москве построено и сдано в эксплуатацию 735 тысяч квадратных метров новой жилой площади (при плане в 710 тысяч). Кроме того, москвичи получили в 1951 году 24 новые школы, 58 детских садов и яслей и немало других культурно-бытовых учреждений.

Осуществление этого грандиозного плана строительства было невозможно без перехода на новые индустриальные методы возведения зданий и сооружений, без внедрения в практику строительства новых строительных материалов, новых конструктивных решений.

В практике московского строительства в эти годы нашел применение ряд прогрессивных индустриальных конструкций: железобетонных каркасов, крупных панелей перекрытий и ограждающих стен, укрупненных лестничных маршей, элементов архитектурного оформления, бетонных облицовочных плит, сухой штукатурки и прочего. Большое значение приобрела механизация строительных работ. Все это способствовало досрочному выполнению плана жилищного строительства в Москве в 1950—1951 годах.

Однако размах жилищного строительства, предусмотренный на ближайшие годы, требовал, чтобы большинство строительных площадок стало площадками монтажными.

Индустриализации строительства лучше всего отвечают сборные конструкции домов, которые позволяют готовить детали домов на заводах и в законченном вплоть до отделки виде доставлять их на место сборки. Этому требованию должна отвечать также высокая механизация строительства, при которой основным механизмом на стройке становится мощный башенный кран, осуществляющий не только транспортные, но и монтажные операции. Кран становится механизмом, определяющим темпы и сроки возведения домов. Наконец, этому требованию должна отвечать такая организация строительства, при которой нынешние строители становятся монтажниками, а заводы промышленности строительных материалов и деталей — строителями.

Одним из самых прогрессивных направлений в сстроительстве в то время являлось возведение крупнопанельных домов каркасного типа. Конструктивные схемы домов каркасного типа создают возможность превращения строительной площадки в монтажную. Опыт строительства каркасно-панельных домов на Хорошевском шоссе в Москве показал, что при строительстве крупнопанельных домов создается полная возможность значительного сокращения сроков строительства, снижения его трудоемкости, уменьшения веса зданий, снижения его стоимости. Современные технологии позволяют еще больше облегчить конструкцию здания и удешевить строительство за счет утепления каркасных стен эковатой.

В 1949 — 1951 годах в Москве на Хорошевском шоссе в короткий срок было возведено 15 каркасно-панельных четырех-шестиэтажных домов.

Опыт строительства каркасно-панельных четырехэтажных домов на Хорошевском шоссе подтвердил целесообразность распространения этого вида строительства на дома с более высокой этажностью, в 8 — 10 этажей.

При возведении крупнопанельных домов строительства в обычном его представлении не ведется. На строительной площадке производится лишь монтаж крупных готовых частей дома — железобетонных блоков-панелей, высотою в этаж, с начисто отделанными плоскостями стен, перекрытий, лестничных клеток и квартир. Изготовление таких панелей, составляющих дома, перенесено на заводы. Здесь изготавливаются и стены с оконными и балконными проемами, и марши лестниц, и панели перекрытия, и блоки огневых и вентиляционных каналов, и карнизы, и балконы, и все остальные части дома. Все это доставляется на место монтажа, т. е. на строительную площадку, в готовом, а если требуется, то и в упакованном виде. Башенным краном такие детали поднимаются и устанавливаются на надлежащее им место.

В процессе строительства на Хорошевском шоссе проектные и технологические решения каркасно-панельных домов многократно менялись и совершенствовались. Стремление всемерно сократить расход металла, снизить трудоемкость и повысить архитектурные качества строительства направляло проектировщиков и строителей на поиски все более совершенных проектных, технологических и производственных решений.

Возведение первых шести крупнопанельных домов по Хорошевскому шоссе явилось серьезной школой для строителей. Оно обогатило их творческий опыт. В результате, каждый последующий дом представлял собой не копию, а более совершенную модель предыдущего.

С использованием: Лагутенко В. Каркасно-панельные здания. Москва. Московский рабочий. 1952 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос