Дорожное строительство

Дата публикации или обновления 22.03.2024

Наиболее трудоемкими в дорожном строительстве являются работы по сооружению земляного полотна, составляющие до 70 % общего объема работ. На 1 км дороги с шириной проезжей части 7 м укладывается в земляное полотно в среднем 25-40 тыс. м3 грунта.

При сооружении земляного полотна широко применяются бульдозеры, скреперы, грейдеры, базовыми машинами для которых служат мощные тракторы и тягачи на гусеничном или пневмоколесном ходу.

Последующая укладка асфальта и бордюрного камня требует механизации работ. Тротуарная плитка недорого стоит, но работа по ее укладке также не обходится без специальной техники.

Для выполнения всевозрастающих объемов работ необходимо применение современных дорожных машин, повышение их производительности, улучшение использования дорожной техники.

За последнее время отечественное и зарубежное строительное и дорожное машиностроение создало новые и модернизированные серийные машины. Увеличилась их единичная мощность, повышены надежность и долговечность машин, улучшены их энергономические показатели и общий дизайн. Многие рабочие процессы автоматизированы. В дорожные организации поступают бульдозеры, скреперы и автогрейдеры с автоматическим управлением рабочих органов, мзшины с гидравлическими, пневматическими и электрическими приводами рабочих органов.

Наряду с современными средствами автоматизации и механизации на оснащении дорожных организаций находятся машины устаревших конструкций, но пригодные для эксплуатации. Списывать такую технику не всегда экономически целесообразно. Модернизация и восстановление путем агрегатного метода ремонта обеспечат возможность ее дальнейшей эксплуатации.

Под эффективным использованием дорожных машин в первую очередь понимается достижение максимальной производительности при высоких экономических показателях и высоком качестве работ. Достижение высоких показателей может быть обеспечено организационными и техническими мероприятиями: целесообразным подбором машин для выполнения конкретных работ, выбором рациональных схем работы машин, применением вспомогательных устройств и приспособлений, высоким мастерством машинистов.

Началом дорожного строительства в истории человечества следует считать сознательное выполнение работ по оборудованию путей для многократного прохода или проезда. Иногда высказывалась неправильная точка зрения, что «дороги древнее, чем человечество». При этом подразумевалось использование людьми троп, проложенных животными к местам водопоя или в процессе сезонных миграций. Следует, однако, проводить четкую границу между пользованием существующими путями и сознательным прокладыванием их по нужному направлению.

Зарождение дорог вначале как пешеходных троп относится к концу первобытно-общинного периода существования человеческого общества, к переходу от «высшей ступени дикости» по классификации американского ученого Л. Г. Моргана (1818—1881 гг.) к «низшей ступени варварства», когда появились постоянные поселения, возникли скотоводство и примитивное земледелие. Направляясь группами на охоту или рыбную ловлю, люди избирали пути, пролегавшие по наиболее удобным для передвижения местам, обычно по водоразделам, так как пониженные места часто бывали заболоченными и труднопроходимыми. В результате многократных проходов возникали тропы, в первую очередь у выходов из поселений, на подходах к бродам или поваленным бурей деревьям, по которым люди переходили через водотоки.

Элементы приспособления пути к движению не распространялись далее отбрасывания с троп камней и обламывания ветвей, препятствовавших нести добычу. Пути, по которым гоняли на пастбища скот в обход засеянных полей, превращались в скотопрогонные дороги («Cattle ways»). Особенностью всех этих путей — троп являлось то, что они терялись уже поблизости от поселений, не связывая их между собой.

Строительство искусственных покрытий зародилось впервые в лесисто-болотистой местности как устройство жердевых настилов на заболоченных подходах к поселениям из свайных построек.

Развитие общества происходило в разных природно-географических зонах неравномерно. Рабовладельческие государства Древнего Востока, в которых осуществлялось строительство сооружений, до сих пор поражающих нас своими размерами и совершенством архитектурных форм, были окружены обширными территориями, населенными племенами, находившимися на начальных ступенях первобытно-общинного строя. Близкие идеи и конструктивные решения, связанные с транспортом, возникали и находили применение в разных регионах часто со смещением во времени на несколько веков.

С использованием: Бабков В. Ф. Развитие техники дорожного строительства. Москва. Транспорт, 1988 г. Шмаков А. Т. Бульдозеры, скреперы и грейдеры в дорожном строительстве: Учеб. пособие для подготовки машинистов дорожных машин. Москва. Транспорт, 1991 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос