Велосипед в XXI веке

Дата публикации или обновления 25.07.2024

Велосипед представлиет собой средство передвижения, приводимое в действие мускульной силой человека. Основные конструктивные части современных велосипедов определились еще в конце врошлого века. Благодаря присущим велосипеду положительным качествам интерес самых широких слоев населения к нему не ослабевает, о чем свидетельствует стойкая тенденция постоянного увеличения выпуска велосипедов во всем мире.

Отсутствие двигателя делает велосипед экологически чистым и бесшумным средством передвижения, не требующим затрат на топливо. Низкая стоимость, простота в изтовлении и эксплуатации, наименьшая масса из всех колесных средств передвижения — таковы основные достоинства велосипеда. По отношению к массе пассажира (75 кг) масса велосипеда (15 кг) составляет 20%. При движении по дороге с гладким твердым покрытием велосипедист затрачивает примерно в 5 раз меньше энергии, чем пешеход на преодоление такого же расстояния, а скорость его передвижения в среднем в 4 раза выше. На багажнике велосипеда можно перевозить грузы, масса которых превышает массу самого велосипеда.

Для движения двухколесного велосипеда достаточно неширокой велосипедной дорожки. Низкая нагрузка на колесо велосипеда обеспечивает сохранность дорожного покрытия. Мужские городские велосипеды легко преодолевают тропинки без покрытий в городских парках и проезжают по таким участами пути, которые являются непроезжими для других колесных транспортных средств. Кроме того, благодаря небольшой массе через единичные препятствия велосипед можно перемещать вручную. Таким образом, передвижение на велосипеде в большинстве случаев оказывается вполне осуществимым там, где может пройти пешеход.

Езда на велосипеде способствует общему физическому развитию человека, может служить оздоровительным средством. Эти особенности определяют использование велосипеда как спортивного снаряда.

К достоинствам велосипеда можно отнести и то, что при хранении он занимает сравнительно мало места, для этого не требуется специальных сооружений, в случае необходимости его можно хранить в жилище. Особенно удобны для хранения складные велосипеды.

Срок службы велосипеда может состтавлять не один десяток лет, уход за ним необременителен.

К недостаткам велосипеда следует отнести неустойчивость его на дороге, незащищенность велосипедиста от неблагоприятных погодных условий — холода, ветра, атмосферных осадков и т. д. Движение велосипеда затруднено по заснеженным и обледенелым дорогам. Эти обстоятельства в большинстве регионов нашей страны ограничивают использование велосипеда в холодное время года, вследствие чего его эксплуатация носит сезонный характер. Однако, как показывает практика, эти недостатки не препятствуют повсеместному широкому распространению велосипеда.

Устройство велосипеда

Велосипед состоит из следующих основных узлов: рамы, передней вилки, переднего и заднего колес со втулками и шинами, привода (включающего в себя каретку, шатуны, звездочки, медали, цепь, устройство переключения передач), седла, руля, тормоза, щитков колес, багажника.

Рассматривая устройство велосипеда, следует обратить внимание на принципиальное различие в эксплуатации и конструкциии некоторых узлов, связанное с устройством тормозной системы, видом механизма свободного хода, наличием или отсуствием многоступенчатой передами.

Механизм свободного хода (обгонная муфта) имеетеся у всех велосипедов, за исключением тех спортивных велосипедов, которые используются только на специально обрудованных треках. Их располагают во втулках заднего колеса. Существуют втулки, в которых кроме механизма свободного хода имеется встроенный тормозной механизм, обеспечивающий торможение велосипеда при обратном повороте педалей — тормозные втулки заднего колеса со свободным ходом. Если велосипед не оборудуется такой втулкой, а имеет вместо этого бестормозную втулку заднего колеса со свободный ходом (с трещоткой), его тормозная система состоит из двух тормозов с ручным приводом.

Тормоз приводятся в действие при помощи рукояток, установленных на руле. Каждый велосипед в обязательном порядке оборудуется раздельными тормозами на переднее и заднее колесо. У велосипедов с тормозной втулкой заднего колеса ручной тормоз устанавливается только на переднем колесе

Все велосипеды с многоступенчатой передачей имеют бестормозные втулки заднего колеса, так как при установке переключателя передач нельзя управлять тормозом посредством обратного поворота педалей. Такие велосипеды оборудуются двумя ручными тормозами.

Детали, узлы и велосипед в целом имеют вполне определенные размеры, которые, однако, у разных моделей могут более или менее различаться. От этих размеров зависят свойства велосипедов и их функциональные возможности. Размеры отдельных элементов в большой мере определяют назначение велосипедов различных типов. Эти размеры называются параметрами велосипеда и выражаются линейными или угловыми величинами.

Очень большое значение для характеристики велосипеда имеют параметры колеса, определяемые в основном параметрами шины — наружным диаметром и ее шириной.

Кроме непосредственно измеряемых линейных размеров к категории параметров относятся масса велосипеда в килограммах и некоторые величины, связанные с ходовыми свойствами велосипеда: передаточное отношение цепной передачи (безразмерная величина), «шаг велосипеда» в метрах и «передача велосипеда» в дюймах.

С использованием: Крадинов Е. Б. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. Москва. Машиностроение. 1991 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос