Зонные пассажирские станции

Дата публикации или обновления 19.04.2022

Зонные пассажирские станции предназначаются для оборота и стоянки составов части пригородных поездов, обращающихся на участке; их сооружают в пунктах посадки и высадки большого числа пассажиров. Число зонных станций и их размещение зависят от длины пригородного участка, общего пассажиропотока, распределения его по зонам и обосновывается технико-экономическими расчетами.

В связи с усилением головных участков железнодорожных узлов на подходах к крупным и большим городам соответствующее развитие и удлинение схем претерпевают и зонные станции. По рекомендациям ЦНИИСа разработаны этапы переустройства зонных станций на головных участках в зависимости от количества укладываемых главных путей. Число и взаимное размещение устройств зонных станций, их мощность и конструкцию определяют среднесуточные размеры движения пригородных поездов и поездов всех категорий в период интенсивного движения и в расчетный час, величины интервалов между ними, число и населенность составов оборачивающихся (зонных) поездов, количество примыкающих подходов, число и специализация главных путей и скорости движения дальних пассажирских поездов по ним.

Пассажиры должны иметь возможность быстро приобрести жд билет без пересечения встречных потоков и далее проходить на посадку.

В зависимости от вышеуказанных факторов предлагается следующая классификация зонных пассажирских станций:

  • линейные: без моторвагонного депо, с моторвагонным депо, с моторвагонным депо или без него с изменением числа главных путей на подходах;
  • узловые: без моторвагонного депо, с моторвагонным депо.

Перечисленные зонные станции могут быть совмещены с участковыми, промежуточными, грузовыми и др., предназначенными для выполнения работы с грузовыми поездами.

Для обеспечения беспрепятственного приема оборачивающихся поездов на зонной станции предусматривается укладка специальных зонных путей.

Число зонных путей на станции, определенное по условию беспрепятственного приема оборачивающихся поездов в часы «пик», может обеспечить отправление этого же количества зонных поездов в сторону головной станции, с той же частотой (до 4 поездов/ч).

При организации движения поездов пакетами с числом поездов в пакете более двух, пропускаемых с минимальными интервалами и остановками каждого на зонных станциях для посадки и высадки пассажиров, потребуется иметь более двух перронных приемо-отправочных путей в каждом направлении (один из них главный) для скрещения поездов. Число перронных путей на зонной станции, необходимых для скрещения поездов, может быть уменьшено на один, если интервал между поездами определен с учетом остановки для посадки и высадки пассажиров.

Общее число путей на участке для ночного отстоя зависит от числа составов, необходимых для обслуживания движения пригородных поездов в максимальные сутки месяца наибольшей работы пятого года эксплуатации.

Укладку отстойных путей па зонных станциях рекомендуется предусматривать в процентном соотношении к числу зонных поездов. На каждые 5 — 6% зонных поездов от общих размеров пригородного движения, оборачивающихся на каждой зонной станции, следует укладывать одни отстойный путь. Отстойные пути, не распределенные по зонным станциям, необходимо укладывать на головной станции. Часть отстойных путей на головной станции при наличии трудных условий ее развития может быть уложена на первой зонной станции.

При укладке на пригородных участках, расположенных на подходах к крупнейшим (более 500 тыс. чел.) и крупным (250 — 500 тыс. чел.) городам, вторых, третьих и четвертых главных путей переустройство зонных станций в плане и профиле, определение ширины пассажирских платформ и их размещение необходимо осуществлять с учетом возможности организации скоростного движения (160—200 км/ч) дальних пассажирских поездов на данной линии.

Схема зонной станции определяется числом главных путей на прилегающих подходах, их специализацией для движения поездов разных категорий, условиями укладки дополнительного главного пути, соотношением размеров движения поездов разных категории, величиной скоростей движения дальних пассажирских поездов, местом расположения сортировочной и самой зонной станции на участке.

Схема зонной станции должна обладать высокой пропускной способностью, иметь минимум пересечений враждебных маршрутов и допускать возможность поэтапного ее развития при минимальных бросовых затратах.

Совершенствование схем и технологии работы железнодорожных станций. В.Я. Болотный. Москва. Транспорт. 1986.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос