Очистительные и волочебные обряды у белоруссов

Дата публикации или обновления 18.02.2022

Очистительные обряды были приурочены к вербному воскресенью — вербичу у белоруссов, — когда хозяин хаты вербой выгоняет из дома и со двора в лес всякую болезнь, и к страстному, «чистому» четвергу, когда совершается генеральная чистка хат и дворов, и все злые духи в виде клопов и тараканов выгоняются вон. Обряды призывания добрых духов, обеспечивающих урожай, называвшиеся в древности волочебными, т.е. волшебными обрядами, были приурочены к первому дню пасхи, который доселе у белоруссов называется великднем; их совершали также специалисты-чародеи, так называемые волочебники, которые одевались земледельческими богами и духами и ходили от хаты к хате с песнями, в которых описывалось прибытие этих богов и духов и их работа на поле и на лугах в помощь земледельцу.

Под влиянием христианства эти прежние боги и духи получили наименования христианских святых: богиня-мать жита стала богородицей, бог жита и других злаков стал святым Миколой («на поле Микола первый бог»), бог травы и покровитель скота стал Егорьем (Юрьем), бог созревания злаков стал Петром, бог жатвы стал Ильей. Микола был избран потому, что он на иконах изображается стариком с длинной, седой бородой: «Микола — старая особа», а бог жита, «жьщень», считался богом-предком и представлялся в виде старика; Юрия, Петра и Илью выбрали по календарным мотивам — к весеннему Юрьеву дню B3 апреля) приурочили выгон скота на пастбище со всеми магическими обрядами, Петров день — 29 июня, когда хлеб начинает наливаться, Ильин день — 20 июля, когда подходит время к жатве.

Поминки, т.е. жертвы умершим, приурочили в одних местах к пасхальному четвергу, а в других — к фоминой неделе (Радуница), а заключительный праздник богу хлеба, справлявшийся после окончания ярового посева и сопровождавшийся обильными жертвами, приурочили к весеннему Миколину дню — 9 мая (белорусская микольщина).

В наше время к долгожданному юбилею можно получить поздравление от Главы государства например, на День рождения: https://prazdnoteka.ru/ot-putina-s-dnyom-rozhdeniya/.

От волочебного обряда, который совершался в Белоруссии и в Московщине почти полностью еще в XVI и XVII веках, в настоящее время уцелели в Белоруссии лишь хождение волочебников с волочебными песнями, сильно искаженными, и с поздравлениями для сбора праздничных подарков, а в других местах Союза этот обряд совсем исчез. За весенними праздниками шли летние праздники.

Главным из них была Русальная неделя, или «колосяницы», справлявшийся в то время, когда рожь начинает колоситься; тут песнями призывали русалок (духов умерших) притти в зеленое жито и помочь ему колоситься и совершали «русальный обряд» — наряжали русалками девочек-подростков и ставили их с песнями в зеленя; приносили также жертвы березке, которая раньше всех приносит свои плоды (сережки), и украшали березовыми ветвями дворы и хаты, чтобы обеспечить урожай плодов, здоровье и благоденствие. Все эти обряды хорошо сохранились и были приурочены к троицыну дню и к следующей за этим днем неделе; но в песнях и обрядах, конечно, никакого помина о троице введено не было. Когда рожь начинает созревать, справлялся праздник Купалы, который, по словам летописи, был «богом созревших плодов земных».

Его в деревне приурочили к дню Иоанна-крестителя (24 июня) и переименовали прежнего бога в Ивана Купалу; праздник и в христианскую эпоху справлялся ночью, со всеми старыми обрядами — кострами, купаниями в речке, собиранием «зельев» и трав, с гульбой молодежи, при чем считались дозволенными в эту ночь свободные половые отношения. Церковь, несмотря на все свои обличения, ничего не могла поделать с этим праздником, и главные его обряды уцелели в русской деревне до революции. Главные моменты уборки хлеба — жатвы и молотьбы — были со всеми обрядами приурочены к Ильину дню (20 июля) и затем к августовским праздникам, с которыми было связано также начало уборки овощей и садовых плодов; тут, особенно в Белоруссии, сохранились опять-таки все прежние магические обряды — обряд зажинок и обряд дожинок с торжественным перенесением в хату первого и последнего снопов, обряд «завивания бороды» козлообразному духу жита из последних недожатых колосьев, песни, зовущие бога урожая поселиться на зиму у хозяина и кормить его пышным хлебом. Этот цикл, подобно весеннему, также растягивается почти на месяц: начинаясь 20 июля, он продолжается в августе праздниками 1 августа — «первый спас», б августа — преображение или «второй спас», 15 августа — успение, 16 августа — «третий спас».

Этот праздничный цикл по времени года можно сравнить с израильским суккот; но по смыслу еврейскому суккот соответствует белорусский праздник «богач а», приуроченный к рождеству богородицы (8 сентября), и русский праздник окончания земледельческого года — покров A октября), и на этих праздниках в деревне церковные службы имеют второстепенное значение, а главную роль играют различные старинные магические обряды: призывание духов и поминовение умерших.

Характерно, что, применяясь к земледельческому быту, христианская церковь установила празднование нового года осенью, 1 сентября, приблизительно в то же время, как было в древнем Израиле, однако этот праздник не вошел в русский народный обиход, так как на целый месяц отстал от действительного конца земледельческого года.

Н.М. Никольский. Еврейские и христианские праздники. Их происхождение история. 1930 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос