Педагогический процесс в детском саду

Дата публикации или обновления 19.11.2021

В педагогике и психологии игре детей посвящены серьезные исследования, в которых вскрыты особенности игры как детской деятельности и важнейшие вопросы руководства ею.

Нас интересует место игры в педагогическом процессе детского сада.

Мы не будем давать развернутые суждения о педагогическом процессе, укажем лишь на основные, с нашей точки зрения, его особенности, которые и определяют решение поставленного нами вопроса.

В нашем обществе педагогический процесс служит цели формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Педагогический процесс — это длительный и непрерывный процесс. Он осуществляется во всех звеньях системы воспитательно-образовательных учреждений — с яслей до вуза.

Поэтому одна из возможных тем рефератов по педагогике lfirmal.com/temy-referatov-po-pedagogike это «место игры в педагогическом процессе детского сада».

Педагогический процесс — явление диалектическое. Главное изменение, которым характеризуется развитие педагогического процесса,— это изменение структуры целого. Например, одну картину целого представляет собой педагогический процесс в младшей группе яслей, другую — в младшей группе детского сада, третью — в старшей группе детского сада и т. д.

Изменение целого происходит вследствие сложных внутренних преобразований в педагогическом процессе: вследствие изменения отношении между воспитателем и детьми, между воспитанием и обучением, между воспитанием и самовоспитанием, между обучением и самообучением, между организованной и самостоятельной деятельностью воспитанников, учащихся; между учебной, игровой, трудовой общественной деятельностью воспитанников; между личностью и коллективом и т. п.

Изменение структуры характеризуется изменением места отдельных явлений в педагогическом процессе. Например, в педагогическом процессе младшей группы яслей труд, как таковой, отсутствует. В старшей группе яслей, а затем в детском саду он выступает как складывающаяся детская деятельность; в старших классах школы труд — это уже развитая, дифференцированная деятельность,

В педагогическом процессе одно и то же явление может выступать одновременно в разных функциях.

Мы остановимся лишь на месте игры в педагогическом процессе детского сада.

В нашей литературе этот вопрос не обсуждался. В исследованиях игра рассматривается с различных сторон: как самостоятельная деятельность ребенка, как форма организации жизни детей.

Авторы многочисленных исследований по игре анализируют ее преимущественно с какой-либо одной стороны, вскрывают закономерности движений в одном каком-либо направлении. Накоплено огромное количество данных, которые позволяют подойти к сопоставлению различных аспектов игры, уяснению и уточнению специфических черт каждого из них, определению их отношений как друг к другу, так и к другим явлениям в педагогическом процессе.

Игра — сложное понятие, но с этим понятием мы легче всего ассоциируем детскую ролевую игру, и это естественно. Дети разных эпох, разных сословий, разных классов играют; нормальный ребенок играет даже вне специально организованных условий. В играх он отражает свои впечатления об окружающей жизни.

В этом своем «естественном» состоянии игра выступает как детская деятельность, как проявление психики ребенка. Она может существовать и существует вне и независимо от педагогического процесса. В педагогическом же процессе игра выступает не только своей естественной, природной стороной, как деятельность ребенка, как явление психическое, но и как явление педагогическое

Эта вторая закономерность возникла лишь на известной ступени развития воспитания, ибо преобразоваться в педагогическое явление игра может только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания.

В педагогическом процессе игра выступает в различных функциях: как средство воспитания; форма организации обучения; форма организации воспитания; метод, а также прием обучения и воспитания детей.

Обратимся к рассмотрению игры как педагогического явления.

Если в педагогическом процессе игра несет разнообразные функции, то, очевидно, это обусловлено богатством свойств самой игры. Естественно, на первый план в нашем анализе мы выдвинем вопрос: благодаря каким свойствам игра выполняет ту или иную функцию, например функцию средства воспитания?

Игра — важное средство воспитания.

Нам представляется важным выяснение свойств, благодаря которым игра выступает в качестве средства воспитания.

В игре имеется возможность влиять из нее в желаемом воспитателю направлении: влиять на ее содержание, на ее организацию, на ее структуру, на отношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр и т. д. Таким образом, игра — собственная деятельность ребенка — превращается в средство воспитания и позволяет решать важнейшие задачи развития ребенка.

Может ли игра быть средством воспитания вне педагогического процесса? Представим себе ребенка, который не посещает детского сада и затеями которого в семье никто не интересуется. Он отражает в игре свои впечатления об окружающей жизни как положительные, так и отрицательные. Эти игры не пройдут бесследно для ребенка (они окажут на него положительное или отрицательное воздействие), но они не были средством воспитания.

Функцию средства воспитания игра выполняет только тогда, когда она направляется, когда ею руководят.

Но игра несет и другую функцию — форму организации обучения и воспитания детей. Эта функция игры выступает уже благодаря другим ее свойствам. Если игра как средство воспитания утверждена в теории педагогики и в этой своей функции тщательно исследуется, то как форма организации обучения и воспитания она не подвергалась еще особому изучению. Однако практически игра как форма организации обучения и воспитания детей используется издавна. Педагоги прошлого постоянно обращали внимание особенно на то, что маленькие дети должны учиться играючи, и положили начало соответствующей методики обучения.

С использованием: «Психология и педагогика. Игры дошкольника». Под редакцией А. В. Запорожца и А. П. Усовой. Издательство «Просвещение», Москва, 1966.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос